/uploads/posts/2011-08/Культуролог: безыдейно.jpgКогда-то огромные группы людей объединялись по религиозным взглядам. Затем появились общественно-политические движения. Сегодня, как утверждают эксперты, в мире назрел кризис гуманитарных идей. Насколько это опасно для человечества, ведущие программы «Утро России» спросили у культуролога Сергея Тарабарова.
По его словам, если взять последние 150 лет российской истории, то в жизни людей огромное место занимали идеи свободы. «Крестьянам даровали освобождение, и идеи свободы получили мощнейшее развитие в виде русской философии. Но поскольку свобода была дарована, а не обретена, то это превратилось не в свободу для всех, а в свободу от всех. И кончилось это революцией и гражданской войной», — отметил эксперт.
С середины 20-х годов до 50-х страна жила под очарованием других идей: подготовка к войне, победа любой ценой и восстание из руин. Потом эти идеи были реализованы, реализатор Сталин умер, и главной идеей до середины 70-х годов стала идея «лишь бы не было войны». Тогда же имел место еще один проект – атомный, который породил всю промышленность страны: химию, физику, космонавтику и многое другое, напомнил культуролог.
В середине 70-х идеи кончились, констатировал Сергей Тарабаров. «Войны вроде бы не должно быть, бороться теперь стало не за что. Это привело к образованию пустоты, которая стала одной из основных причин гибели Советского Союза», — заключил культуролог.
На сегодняшний день есть две идеи, во всяком случае, в западной цивилизации: в одной главным мерилом всего является обладание, то есть «я то, чем я владею». По мнению Сергея Тарабарова, это привело к ужасному капитализму, который сейчас можно увидеть в Америке, живущей за счет потребления всех земных ресурсов. В Советском Союзе эта идея привела к социализму, который является обратной стороной капитализма. Но есть и другая идея – желание не «иметь», а «быть». «Быть» в том смысле, когда наоборот вообще ничего не нужно", — пояснил эксперт.
Однако обе эти идеи находятся на полюсах и что-то среднее между этими крайними идеями найти сложно, считает культуролог. Вместе с тем, он высказал предположение, что новой глобальной идеей может стать вновь идеология свободы. Но только она будет подразумевать не свободу для всех или от всех, а свободу каждого для всех, резюмировал Сергей Тарабаров.