/uploads/posts/2011-08/Законопроект о бе.jpgПрезидент РФ вынес на рассмотрение Госдумы проект Федерального закона № 5668 17-5 № «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
В сентябре 2011 года Дума заслушала и поддержала в первом чтении этот законопроект, имеющий своей целью создание четкой структуры государственной и негосударственной системы оказания россиянам правовой помощи. В первую очередь документ призван дать возможность обратиться к юристам гражданам из числа социально не защищенных слоев населения.
Статья 48, пункт 1 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на получение квалифицированной юридической помощи. Далее, в этой статье сказано, что в предусмотренных законом случаях юридическая помощь оказывается бесплатно.
Внесенный в ГД законопроект по замыслу его разработчиков, имеет своей целью реализовать на деле право гражданина на бесплатную юридическую помощь, гарантированную Конституцией РФ.
Кроме того, целями Федерального Закона в том числе, стали создание и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи и содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие государства реализации прав и свобод граждан, защите их законных интересов.
В законопроекте сказано, что право на получение бесплатной юридической помощи имеют граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
Так, оказание бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве регламентировано уголовно-процессуальным законодательством РФ. О том, какие категории граждан имеют на нее право, мною было подробно рассказано в одной из предыдущих колонок.
Впервые Законопроект так развернуто формулирует основные принципы оказания бесплатной юридической помощи. В их числе обеспечение защиты прав и интересов граждан, доступность ее получения и социальная ориентированность.
Законопроект вместе с тем предполагает особые меры контроля за лицами, оказывающими юридическую помощь. В частности, контроль за соблюдением профессиональной этики, качеством юридической помощи, профессиональной квалификацей лиц оказывающих такую помощь, а также объективностью и беспристрастностью работы юристов с гражданами.
Вместе с тем, в новом законопроекте есть немало положений и статей, которые вызывают у профессионалов серьезные вопросы, без ответов на которые, этот документ, в случае его принятия, может превратиться в очередной популистский акт, не имеющий ничего общего с реальным положение дел в обществе.
Во первых, совершенно не ясно, каким будет механизм контроля за качеством оказанной юридической помощи, поскольку правовые консультации в устной форме наряду с дипломированными юристами, адвокатами, нотариусами, смогут давать лица, имеющие среднее профессиональное образование и студенты юридических вузов (после третьего курса обучения).
На первых курсах вузов будущие юристы, как правило, изучают историю российского и зарубежного права, их только планомерно вводят в специальность, а такие фундаментальные дисциплины как гражданское, уголовное, гражданско-процессуальное право обычно изучается в течение нескольких лет.
Поэтому весьма сомнительно, что даже прилежный студент сможет предложить грамотное решение ситуации, ведь для квалифицированного ответа необходима всесторонняя оценка проблемы, с которой столкнулся гражданин, даже если это будет только устная юридическая консультация.
Профессию юриста можно сравнить с профессией врача — от профессионализма представителей обеих этих профессий часто зависит будущее человека, вся его жизнь. Поэтому как студенту третьего курса медицинского института опасно доверять проведение хирургической операции, так и третьекурснику юрфака доверять решение жизненно важных проблем граждан было бы странно. Ведь у них нет не только полного багажа знаний, но и жизненного практического опыта работы в профессии. Слишком велика может быть «цена» их возможных ошибок.
Надо отметить, что в законопроекте сказано, что высшее ученое заведение для прохождения практики своими студентами по юридической специальности и формирования у них навыков оказания помощи, могут создавать юридические клиники. В этом случае понятно, что ответственность за качество оказания юридической помощи, будут также нести преподаватели соответствующего вуза и те, кто будут находиться рядом со своим студентом во время консультирования граждан. Тем не менее, и эта, так сказать дополнительная нагрузка, вероятней всего вызовет немало вопросов.
Кроме того, в любом городе России сейчас работает большое количество юридических фирм и компаний, лицензирование деятельности которых уже много лет назад было отменено.
Часто приходится слышать от граждан, которые обращаются ко мне за помощью, что они уже побывали в нескольких юридических компаниях, на рекламах которых утверждается, что первая юридическая консультация проводиться бесплатно. Все в один голос говорят, что такая «бесплатная» встреча заканчивается одним и тем же — на первой же минуте общения гражданам предлагают оплатить дальнейшую работу юристов в кассе.
Очевидно, что и в дальнейшем, главным принципом работы любой юридической коммерческой структуры, которыми являются большинство юридических фирм, будет зарабатывание денежных средств для собственного содержания и существования. Ожидать, что эти организации станут активными участниками системы оказания качественной бесплатной юридической помощи в полном объеме, не имеет никакого смысла.
Поэтому, и в этой части нынешний вариант законопроекта также нуждается в серьезном осмыслении и доработке.