Новый порядок расчета пошлин на нефть и нефтепродукты, введенный для предотвращения бензиновых кризисов, обойдется бюджету в $2 млрд, оценили в Минфине. Помимо сокращения поступлений в бюджет, программа может привести к результатам, прямо противоположным ожидаемым, — компании перестанут вкладывать деньги в нефтепереработку.
Введение нового режима взимания экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (режим «60-66») снизит в следующем году бюджетные доходы на 60,8 млрд рублей, подсчитали в Минфине.
Пересмотр таможенного коэффициента на экспорт сырой нефти обойдется в 158,8 млрд рублей потерь. Но 98 млрд рублей бюджет получит за счет увеличения пошлин на вывоз нефтепродуктов.
Режим «60-66» предполагает повышение с 1 октября пошлин на экспорт темных нефтепродуктов (мазут, бензол, толуол, ксилолы, вазелин, парафин и смазочные масла), а также на дизельное топливо с 46,7% от пошлины на нефть до 66%. Пошлины на прямогонный и товарный бензины останутся на нынешнем уровне – 90% от нефтяной. Эта ставка будет действовать по 31 декабря 2014 года.
Пошлина на сырую нефть, напротив, снижается. Ранее ставка рассчитывалась по формуле «цена нефти на основе мониторинга за предшествующий месяц плюс 65% от разницы между этой ценой и $182 за тонну ($25 за баррель – цена, принятая за основную)», то теперь в этой формуле фигурирует 60% от разницы цен.
За счет этого пошлина на экспорт нефти с 1 октября составляет $411,4 за 1 тонну, тогда как при расчете по старой формуле она составила бы $443,25. Пошлина по нефтепродуктам составляет $271,5 за 1 тонну, на бензины — $370,2.
Проект «60-66» разработан Минэнерго и Минэкономразвития при участии нефтяных компаний после весеннего топливного кризиса, когда из-за дефицита бензина в отдельных регионах его цена достигла 50 рублей за литр.
Рост пошлин на вывоз нефтепродуктов, по мнению чиновников, должен обеспечить потребности внутреннего рынка, а кроме того – стимулировать компании к производству светлых нефтепродуктов: экспортировать темные станет невыгодно, а внутренний рынок ими уже перенасыщен (в первую очередь — мазутом).
В качестве компенсации за повышение нефтепродуктовых пошлин правительство снижает ставку по сырой нефти.
Но в отличие от пошлины на нефтепродукты, снижение по нефти должно утверждаться правительством ежемесячно. Минфин в своих оценках исходит из того, что пошлины будут снижены все 12 месяцев в году.
Нефтяники в данном случае получают не только компенсацию, но и выгоду. «В зависимости от мировых цен на нефть, экономия от введения режима “60-66” для нашей компании составит $350-400 млн», — сказали «Газете.Ru» в «ЛУКойле».
Чтобы снижение нефтяных пошлин только компенсировало рост нефтепродуктовых, правительство должно одобрять их снижение для семи-восьми месяцев в году.
«Все будет зависеть исключительно от политической воли правительства и премьер-министра», — комментирует Александра Суслина из Экономической экспертной группы.
Оценки ЭЭГ по поводу последствий режима «60-66» сходны с оценками Минфина. Но Суслина обратила внимание, что реализация этой программы, помимо сокращения поступлений в бюджет, может привести к результатам, противоположным ожидаемым.
«60-66» направлен на стимулирование нефтепереработки, — напоминает эксперт. – Но механизм делает более привлекательным экспорт сырой нефти".
«У компаний появляется два варианта действий: или модернизировать свои нефтеперерабатывающие активы — большинство российских НПЗ нуждаются в серьезных инвестициях, или сосредоточиться на экспорте сырой нефти, — предупреждает Суслина. – Они могут направить на экспорт даже ту нефть, которая раньше шла на переработку».
Автор: Алексей Топалов