МОСКВА, 1 июл — РИА Новости. Паломничества на велосипедах, вертолетах, дирижаблях и других транспортных средствах нельзя в полной мере назвать крестными ходами, заявил в интервью РИА Новости председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Он призвал верующих строго различать паломнические общественные акции и инициативы верующих от подвига пеших молитвенных шествий с богослужениями.
Основное содержание — молитва
"Крестный ход — это все-таки богослужение. Его основное содержание — это молитва. Более того, он предполагает определенный подвиг: люди прилагают физические силы как жертву Богу и соединяют это с молитвой", — подчеркнул Чаплин.
Представитель Русской православной церкви напомнил, что разнообразие общественных акций и частных инициатив верующих, подаваемых под видом крестных ходов, уничижает саму суть и смысл этого термина.
"Если кто-то, не прилагая собственных сил, перемещается на самолете или на автомобиле, посещая разные места, в том числе храмы и монастыри, это не предполагает того усилия и того подвига, который обычно несут крестоходцы, поэтому многие не случайно скептически относятся к наименованию таких визитов крестными ходами", — подчеркнул он.
Доброе дело, но не крестный ход
Первого июля в Южно-Сахалинской и Курильской епархии стартовал "крестный велопробег" "Сахалин-Сибирь 2014", посвященный 700-летию преподобного Сергия Радонежского и 200-летию победы в войне 1812 года. Маршрут пройдет через знаменитые своей красотой и историей места юга Сибири, а его длина составит 781 километр.
Двумя неделями ранее, в середине июня в Архангельской области прошел крестный ход по воде. "Молитвенное плавание" совершили 16 человек на трех катерах в память о погибших в Холмогорском, Архангельском и Пертоминском концентрационных лагерях в 1920 — 1923 годах. Также известны крестные ходы на самолетах, вертолетах, дирижаблях и других транспортных средствах.
Всеволод Чаплин отметил, что любые акции, говорящие о православной вере — "дело доброе". "Вопрос в том, всегда ли нужно называть эти акции крестными ходами. Если это просто общественное мероприятие, то нет ничего постыдного в том, чтобы так его и называть, соединив какие-то его моменты с молитвой и с посещением храмов и монастырей", — заключил Чаплин.
Первые крестные ходы
История крестных ходов относится к глубокой древности. Считается, их истоки заложены иудаизмом, а первыми прообразами торжественного богослужебного шествия можно назвать путь евреев из Египта в Землю Обетованную, торжественное семикратное обнесение ковчегом Завета стен Иерихона и перенесение ковчега завета царями Давидом и Самсоном при огромном стечении народа.
В состав христианских богослужений торжественные шествия с крестом во главе вошли при императоре Константине Великом, который отправлялся на войну не иначе как в сопровождении священников, а перед сражениями обязательно совершал крестный ход. А император Юстиниан не только законодательно определил время и порядок совершения крестных ходов, но и запретил совершать их без епископов и священников.
В Византии богослужебные шествия сопровождали любое выдающееся событие в жизни Церкви: дни основания и освящения храмов, перенесение мощей и других священных предметов, гражданские и церковные торжества, борьбу с еретиками и многое другое.
В современном мире в католической традиции одним из самых масштабных богослужебных паломничеств можно назвать дорогу Сантьяго де Компостела или Святого Иакова. Этот трансъевропейский паломнический путь является одним из самых протяженных и охватывает всю территорию Европы. В Римско-Католической церкви это пешее паломничество не называют крестным ходом только для того, чтобы не путать крестные ходы с богослужением Крестного пути Христа (Via Crucis).
В России самым крупнейшим является Великорецкий крестный ход. Он совершается десятками тысяч паломников каждый год с 3 по 6 июня из села Великорецкое Кировской области, его протяженность составляет порядка 150 километров.
Виды неканонических крестных ходов появились в России лишь в XXI веке. А в 2013 году в Санкт-Петербурге родилась идея организации "межконфессионального" и даже "светского" крестного хода в День народного единства (4 ноября).