Наряду с некоторыми пустынными животными слонам свойственна гетеротермия: ночью у них сильно понижается температура тела, чтобы легче было перенести дневной зной.
Как слоны справляются с жарой? Средняя дневная температура в местах обитания индийского слона равна 30–35 ˚C. Отношение поверхности тела к его объёму у этого животного не слишком удачное, для того чтобы теплоотдача шла эффективно: слон не будет успевать остывать. При этом он не потеет, у него не учащается дыхание. Что же позволяет ему переносить дневную жару?
Зоологи давно подозревали, что слон пользуется той же уловкой, что и, к примеру, верблюд. Это частичная гетеротермия, и смысл её в том, что температура тела может значительно варьироваться в зависимости от температуры окружающей среды. И вот исследователи из Венского университета ветеринарной медицины (Австрия) получили экспериментальное подтверждение этой гипотезы. Учёные использовали особые температурные датчики, позволявшие измерять температуру в желудочно-кишечном тракте. Приборами были снабжены несколько слонов, живущих в Таиланде и Германии.
Как пишут авторы в издании Journal of Comparative Physiology B, средняя температура тела у «таиландских» и «германских» животных была одинаковой, но при этом заметно различались крайние значения. В Таиланде, где дневная температура выше, слоны «запасали» ночной холод: их ночная температура была меньше, чем у животных из Европы. Таким образом, днём у них был температурный запас, позволявший нормально перенести жару. Впрочем, и дневная температура тела у слонов из Таиланда была выше, чем у родственников из Германии: видимо, запасов холода всё же не хватало.
Подобная гетеротермия обычно имеет место у пустынных и полупустынных животных, таких как верблюд, некоторые антилопы, мелкие грызуны; в экстремальных условиях теплокровные млекопитающие отчасти берут пример с рептилий.
Подтвердить такой способ терморегуляции у совсем не пустынного слона было в некотором роде неожиданностью (хотя теории на этот счёт и существовали). Возможно, рассуждают исследователи, такая физиологическая особенность на самом деле свойственна гораздо большему числу животных, чем это принято считать.