/uploads/posts/2011-08/Смертные казни делят С.jpgВ Соединенных Штатах за два дня привели в исполнение сразу два смертных приговора — за преступления 20-летней и 30-летней давности.
И в обоих случаях они вызвали массовые протесты в нескольких штатах. В том, что касается смертной казни, Америка по-прежнему разделена. Пожалуй, ни в одной другой стране этот вопрос не стоит так остро.
Смертный приговор приводится в исполнение спустя 33 года после преступления — выходцу с Кубы Мануэлю Вэлю делают смертельную инъекцию, точно как на минувшей неделе Трою Дэвису. Эти дела очень похожи: тот и другой убили полицейского. Напрасно адвокаты пытались перенести казнь — она состоялась вовремя. Более того, на 61-летнем Мануэле впервые тестировании новую инъекцию.
«На протяжении 33 лет нас спрашивали, успокоимся ли мы, если преступника приговорят к смертной казни. Но для нас это не вопрос удовлетворения или правосудия. Наконец-то этот ничтожный отброс человечества, убивший нашего отца, получил по заслугам. Офицер Луис Пена теперь отомщён», — заявляют родственника убитого полицейского.
Каждая смертная казнь в Соединенных Штатах вызывает протесты — 3200 заключенных проговорены к высшей мере наказания.
«Наша позиция в Human Rights Watch (HRW) — смертная казнь не должна применяться в любом случае, неважно — виновен человек или нет. Имеют место расовые проблемы и так далее, система правосудия так часто совершает ошибки при вынесении смертных приговоров: 90 человек, которых приговорили, оказались невиновными», — объясняет свою позицию директор американского отделения HRW Антонио Гинатта.
Казнь пожилого заключенного прошла бы незамеченной, если бы она имела место, например, в Майами, в Южной Флориде американское министерство юстиции выявило массовые нарушения за колючей проволокой: тюрьмы перенаселены, условия антисанитарные. На Гуантанамо лучше, соглашается правозащитник Антонио Гинатта, ведь тюрьму для террористов строили для специальных туров для журналистов.
«Там есть проблемы с медицинским обслуживанием заключенных, с психологической помощью заключенным, тюремные стражи физически наказывают, бьют узников, постоянно имеет место насилие, условия антисанитарные, это место просто опасно», — уверяет Антонио Гинатта.
Это отнюдь не локальное явление, подчеркивает правозащитник, очень похожая ситуация в тюрьмах Калифорнии.
В докладе министерства юстиции говорится: «В тюрьме округа Майами стражники часто использовали непомерную силу в отношении заключенных. В этих исправительных учреждениях тюремная охрана открыто применяла жестокие карательные меры, в результате которых очень часто заключенным наносились серьезные травмы».
«Министерство юстиции указывает региональному отделению тюрем во Флориде, что на основании этого доклада дается 50 дней, чтобы исправить ситуацию. Если они не смогут это сделать, то министерство юстиции будет добиваться решения суда по этому поводу», — отмечает Гинатта.
Тюремное руководство могло бы возразить: на улучшение условий требуются дополнительные финансовые отчисления, не хватает денег, если бы не другой скандал, что имеет шанс стать предвыборным. Чиновники закупали хлебобулочные изделия по ценам, что в десять раз превышают рыночные и проводили корпоративные вечеринки на островах.
Это оказалось бы неудачной шуткой, если бы минюст не подтвердил: да, мы покупали порционные кексы по 16 долларов за штуку. Пресс-секретарь пояснил: в тот период нас никто не просил экономить. Поэтому тогда, в 2008 и 2009 годах министерство потратило на проведение конференций 121 миллион долларов. В год, когда дефицит бюджета ставит очередной рекорд, скандал получился громкий. Настолько, что в четверг администрация президента затеяла расследование: ведь избиратель не поймет, что в бюджете такая большая дыра из-за кексов или пончиков.