МОСКВА, 22 сен — РИА Новости. Раздельное обучение мальчиков и девочек в школах, вопреки распространенному мнению, не приводит к повышению уровня образования и результатов учеников, однако способствует закреплению стереотипов и распространению сексизма, считают авторы статьи, опубликованной в журнале Science.
Дайан Халперн (Diane Halpern) из колледжа имени Маккенна в Клэрмонте, штат Калифорния, и ее коллеги проанализировали имеющиеся научные данные об эффективности раздельного обучения в школах. Как отмечают авторы статьи, в последние годы этот подход постепенно становится более популярным: так, на сегодняшний день в США в государственных школах насчитывается как минимум 500 «однополых» классов.
«Хотя в обществе укрепляется положительное отношение к такому формату обучения как инструменту улучшения условий образовательного процесса и его результатов как для мальчиков, так и для девочек, наука никак не может с этим согласиться», — отметил соавтор исследования Ричард Фэйбс (Richard Fabes) из университета штата Аризона, чьи слова приводит пресс-служба университета.
Авторы статьи пишут, что министерство образования США провело масштабное специальное исследование, посвященное качеству раздельного и смешанного обучения в американских школах. Эксперты заключили, что никакой значимой разницы в уровне подготовки у школьников нет. Аналогичные исследования проводились в Великобритании, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, а также в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA, и их авторы пришли к таким же выводам.
Несколько более высокие результаты учащихся раздельных классов и школ, как подчеркивают исследователи, объясняются тем, что большинство таких школ, во всяком случае, в США — частные, для попадания в них часто требуется сдать экзамены и пройти конкурсный отбор. Кроме того, в таких школах более слабые ученики или ученицы часто отсеиваются еще до выпуска, что также повышает общий уровень показателей.
«Утверждения о том, что мальчики и девочки учатся по-разному, не соответствуют данным современной нейропсихологии. Ученые смогли обнаружить лишь несколько различий в параметрах мозга у детей разного пола, помимо большего объема мозга у мальчиков и более раннего завершения его роста у девочек — при этом ни одно, ни второе никак не связано с процессом обучения», — пишут авторы статьи.
Ученые отмечают, что ряд исследований показал у взрослых мужчин и женщин значимые различия, например, в процессах запоминания информации, но ни одно из них не дает достаточно серьезные аргументы для использования разных подходов в обучении. Кроме того, выводы о взрослых нельзя автоматически распространять на детей — эти различия могут быть сформированы как раз условиями среды, подобными раздельному обучению.
Раздельное обучение лишает мальчиков и девочек возможности общаться друг с другом в учебной среде, формирует и укрепляет стереотипное поведение и усложняет им «взрослую» жизнь, где почти нет, например, «раздельной работы», считают исследователи. Кроме того, само по себе разделение классов на «мужские» и «женские» вынуждает детей задумываться, чем принципиально различаются ученики разного пола с точки зрения школы и образовательного процесса, что в конечном итоге укрепляет ложное представление о «естественной» разнице в процессе обучения у людей разного пола.
«Раздельное обучение мальчиков и девочек — это глубоко неправильное начинание, которое часто подкрепляется слабыми, тенденциозными или просто неправильно интерпретированными научными данными, а не корректным исследовательским материалом. Нет никаких достойных исследований, которые бы показывали, что раздельное обучение улучшает результаты школьников, зато есть свидетельства того, что разделение по полу усиливает гендерные стереотипы и легитимизирует сексизм на институциональном уровне», — подчеркивают авторы статьи.