Перейти на главную страницу

Менюшка
Меню портала




 

Дружественные сайты

_____________________________

» » Марианна Лебедева - Мой русский стих, живое слово...

Марианна Лебедева - Мой русский стих, живое слово...

                                  МОЙ  РУССКИЙ  СТИХ,  ЖИВОЕ СЛОВО…

         Величайшее  дарование  выражать  мысль новую,  неисчерпаемо  глубокую, полную поэтической силы,  покоряющую  поколение  за поколением  -  одно из великих свойств личности  Лермонтова и созданий его - гениального поэта, прозаика, драматурга. Сочиняя  романтические поэмы и драмы, он рисовал в своём воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве,  гибнущих за волю,  за родину, за идею,  за верность самим себе.
          В окружающей жизни их не было. Но Лермонтов сообщал им собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером, своей волей. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, властного, скромного,  смелого,  благородного,  язвительного,  мечтательного,  насмешливого,  наделённого  могучими  страстями
и волей  и проницательным,  беспощадным умом.  Поэта  гениального  и так рано  погибшего.
          Едва замолкли поэты, вышедшие по следам Пушкина, - Державин, Дельвиг, Лермонтов, как начали появляться поэты-стихотворцы,  резко отличавшиеся от прежних своим направлением и колоритом.  Среди них  А.Кольцов,  который родился для  поэзии,  которую  он сам  создал.  Он был  сыном  народа  в полном  значении этого  слова.  Крестьянский быт,  среди которого он воспитался и вырос, позволил ему полюбить русскую природу и всё хорошее и прекрасное, что, как зародыш, живёт в натуре русского селянина. Кольцов  глубоко сочувствовал простому народу  в его  горестях.  Он носил в себе  все элементы  русского духа, в особенности страшную силу в страдании и в наслаждении, и вместо того, чтобы падать  под бременем  самого  отчаяния, способность находить  в нём  какое-то  буйное, удалое,  размашистое  упоение:
                   Вся жизнь моя – как сине море:
                   С ветрами буйными в раздоре –
                   Бушует, пенится, кипит,
                   Волнами плещет и шумит.
                   …То мигом ясная година
                   Опять настанет – и душа
                   Пьёт радость, радостью дыша!
                   Ей снова всё тогда прекрасно,
                   Тепло, спокойно, живо, ясно,
                   Как вод волшебное стекло, -
                   И горя будто не было…
                                                Н.Кольцов
       Конец  XIX  века подарил нам одного из самых  нежных русских  лириков, А.Фета, который передаёт читателю своё сердце,  причём делает это охотно,  без оглядки,  упоённо,  самозабвенно.  Нескончаема  цепь  его  переживаний,  чувст-вований,  ощущений,  воплощённых  в  слове.  Природа - любовь - творчество…
Вот треугольник,  очерчивающий  и вбирающий  всё пространство лирики Фета.
                   Как ангел неба безмятежный,
                   В сиянье тихого огня
                   Ты помолись душою нежной
                   И за себя и за меня.
                   Ты от меня любви словами
                   Сомненья духа отжени
                   И сердце тихими крылами
                   Твоей молитвы осени.
                                                А.Фет
        Разгром  декабристов, гибель их идеалов, неясность новых - вот  драматическая ситуация,  послужившая  реальной
почвой  для лирики  Н.Огарёва  с  её противоречиями, сложностью  и внутренней  борьбой.  В его лирике  возник образ
героя-мученика,  переживания  дворянского  интеллигента,  мечты  которого не свершились. Несмотря на то,  что поэт  тяжело переживал  крушение надежд на торжество свободы в России, его не покидал выстраданный им революционный оптимизм.  В более поздних стихах  Огарёва  встаёт образ мечтателя-романтика,  сохраняющего  веру  в  благородные  чувства,  жадного  до  впечатлений  бытия:
                Чего хочу? Всего со всею полнотою!
                Я жажду знать, я подвигов хочу,
                Ещё хочу любить с безумною тоскою,
                Весь трепет жизни чувствовать хочу!
                                                             Н.Огарёв
         В творчестве  великого  русского поэта  Н.Некрасова,  в его  литературно-общественной деятельности отразились острые, сложные конфликты большого исторического периода от постдекабристской поры до преддверья новой эпохи, связанной  с революционными выстрелами.  Великое  общественное  признание  Некрасова  выражало  торжество демо-
кратических  идей,  которым служил поэт, искренне  верящий  в  светлое  будущее  своей  многострадальной  родины:
             И вот они опять, знакомые места,
             Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
             Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
             Разврата грязного и мелкого тиранства;
             …И только тот один, кто всех собой давил,
             Свободно и дышал, и действовал, и жил…
                                                              Н.Некрасов
          Выражение "cеребряный век"  русского искусства применительно к  концу  XIX - началу XX столетия возникло как обозначение  крупнейшего  этапа  в его развитии  после  пушкинского  "золотого  века".  "Серебряный",  значит  "высокий, звучный  и  чистый"  -  так  написал  о  серебряном  голосе  В.Даль  в своём  Словаре  живого  великорусского языка… Образное  определение  "серебряного  века"  принадлежит  русскому  философу  Н.А.Бердяеву,  который назвал  его ещё 
и "культурным  или  духовным  ренессансом",  "одной из  самых  утончённых эпох  в истории  русской  культуры",  эпохой  "творческого  подъёма  поэзии и философии".  Но при этом добавлял:  "Вместе с тем,  русскими  душами овладели  пред-
чувствия  надвигающихся  катастроф.  Поэты видели  не только  грядущие зори,  но и что-то страшное,  надвигающееся
на Россию и мир".
            И всегда в духоте морозной,
                    Предвоенной, блудной и грозной,
                            Жил какой-то будущий гул,
            …А по набережной календарной
                    Приближался не календарный -
                            Настоящий  Двадцатый Век.   
                                                      А.Ахматова
По словам Н.Бердяева, слабостью русского ренессанса было то, что он происходил  в  "культурной элите"  и "одиночество творцов  духовной  культуры  начала  века  всё  возрастало".  С другой  стороны,  внутри  "серебряного  века"  сильны были  процессы  объединяющего  характера. Прежде всего  речь идёт о синтезе искусств. Поэзия, музыка,  театр, живопись - всё сосуществовало  и порождало уникальные  личности  многогранного  типа.  М.Чурлёнис  был  художником  и композитором  одновременно,  Н.Рерих - художник  и поэт,  Б.Пастернак - поэт, сочиняющий  музыку.  Таких  примеров  можно  приводить  множество.  В поэзии  одно за  другим  рождались  многочисленные  течения  и объединения,  внося свои  индивидуальные оттенки в общее понятие  модернизма. Но главным течением  "утончённой эпохи"  стал  символизм  как наивысшая  модер-
нистская  ступень  в  развитии  русской  романтической   лирики.   Предшественники  эпохи  символизма  в  России  творили  ещё в 80-е годы XIX века - Случевский,  Апухтин.  В 1894-95г.г. тремя выпусками сборников  "Русские символисты"  поэты нового течения во главе с В.Брюсовым громогласно заявили о себе. Появившиеся затем  в печати произведения  З.Гиппиус, К.Бальмонта, И.Анненского утвердили существование  этого  течения,  а представители  его стали  называться  декадентами.
Спустя десятилетие, в 1900е годы появились символисты второй волны - А.Блок, А.Белый,  В.Иванов,  М.Волошин. Спустя  ещё  десять  лет  новое  художественное  течение  -  акмеизм  -  провозгласило  свою  программу  в  статье  Н.Гумилёва 
в  журнале   "Апполон".   За  манифестом,   в   котором   легко  читается   молодой  задор,   стояли   новые   поэтические  индивидуальности:   А.Ахматова,  Мандельштам  и  др.
        Воспоминания  о "Серебряном веке" рисуют  высокоинтеллектуальную  и романтическую атмосферу  той поры - поры рождения  звёздных талантов,  религиозно-философских  обществ,  литературных  масок  и  мистификаций,  артистических кафе,  и  титанического  труда  на  поприще  отечественного  искусства.
            Октябрьский  переворот  1917 года  покончил  с  понятием  "серебряного  века"  и вынудил  каждого поэта,  писателя, художника,  музыканта искать собственный путь  либо во взаимоотношениях  с новой  властью  в России,  либо в разрыве с ней -  на дальних берегах  зарубежья. Единая картина жизни лирики была разбита на её отдельные, чаще трагические судьбы.
                     Наш дом на чужбине случайной,
                     Где мирен изгнанника сон,
                     Как ветром, как морем, как тайной,
                     Россией всегда окружён.               
                                                В.Набоков
              Первое  десятилетие  Советской  власти  прошло  под  знаком  революции  и гражданской  войны.  Кипучая, боевая  действительность  двадцатых годов  звала разорвать  круг устаревших традиций,  отличать хорошее  от плохого, воспитать  нового   человека  - человека  труда,  свободного  от  бюрократизма  и  мещанства.  В  поэзии  звучала  тема  любви,  тема  дружбы  народов  и  интернационального  братства  трудящихся,  тема  нравственности  и  внутреннего  богатства человека, целеустремлённого и собранного.  За строками стихов  слышалась  гражданская  позиция  авторов, уверенность  в светлом  завтрашнем   дне  любимой  родины.
                       Нет, жизнь моя не стала ржавой,
                       Не оскудело бытиё…
                       Поэзия - моя держава,
                       Я вечный поданный её.            
                                                 М.Светлов
              Тридцатые  годы  были  временем  бурных  строительных  пятилеток,  мощного  индустриального развития  страны, покорения природы, годами  преобразования  деревни,  - то есть  периодом  развёрнутого  строительства  социализма.  Все эти  процессы  влияли на духовную жизнь общества,  на социальное и нравственное  устремление личности.  Формировался  новый  тип  коллектива  и  новый человек.  Поэты  были  захвачены  пафосом  общенародных  дел  и  событий.  Наилучшие стихотворения тех лет пронизаны  неиссякаемым  оптимизмом  и жизнелюбием,  в  них  человек  ощущает  себя   хозяином  жизни,  своей судьбы,  своей  страны.  Ярким  наследием  поэзии  20-30-х  годов  XX столетия  являются  стихи  Тихонова,  Заболоцкого,  Прокофьева,  Исаковского,  Алигер,  Берггольц  и многих  других.

            Во все времена поэты отражали специфику развития страны, жизнь народа, его интересы, надежды, желания, будь то героические  действия,  созидательное  строительство, промышленное развитие или бытовые условия жизни.  Поэзия жила напряжённой  жизнью,  искала, открывала,  испытывала трудности.  В любой период  были свои противоречия  и недостатки. Но  всегда  поэзия  несла  в  себе  неповторимую  печать  эпохи,  как  в  зеркале,  отражала  её  сущность. 
                    Милый друг, иль ты не слышишь,
                    Что житейский ум трескучий –
                    Только отклик искажённый
                    Торжествующих созвучий?          
                                                 В.Соловьёв
            Разнообразны  формы  и  размеры  поэтического  сложения  -  стихи  и  поэмы, элегии  и  оды,  сонеты  и  романсы,
баллады  и  песни.  Но  все  они  исходят  из души человека,  который  помнит  историческое  прошлое страны,  искренне переживает совместно с народом окружающее его настоящее,  предсказывает воображаемое будущее.  Этот человек не может молчать, хочет и может выразить своё отношение  ко  всему  этому,  выразить  в  поэтической  форме.
          Поэт воспевает  в своих творениях  героев и их победы,  созидание и строительство, покорение  природы  и общест-
венные перемены.  Поэт в стихах  борется с нищетой и разрухой,  злом и насилием. Поэт подшучивает над невежеством и чванливостью,  над ленью и глупостью.  Поэт в стихах  любит, страдает, восхищается.  Часто поэт бывает  сам несчастен, иногда не только внешней судьбой, своим бытом, нищенским  существованием, но и внутренне, - неудовлетворённостью всей существующей действительностью, непризнанием его  окружающими  или  из-за  несчастливой  любви.
                   Я слагал эти мерные звуки,
                   Чтобы голод души заглушить,
                   Чтоб сердечные вечные муки
                   В серебристых струях утопить.   
                                                   Ф.Сологуб
          Настоящий читатель может увидеть в стихах  подлинные богатства поэзии, многообразие  личностей  с их поисками,  падениями,  мечтами  и надеждами. Благодаря поэзии люди учатся жить в гармонии с природой, учатся созерцать, любить красоту  в суровых скалах,  в морском прибое,  в осенней листве деревьев,  в аромате цветов,  в птичьем  многоголосье… Поэзия  воспитывает  тончайшее  восприятие  окружающего  мира,  бережное  отношение  ко  всему  живому.
                Твой будет взлёт неизъяснимо ярок,
                А наша встреча – творчески-тиха;
                Склонюсь, шепну:
                              вот мой простой подарок,
                Вот капля солнца в венчике стиха.      
                                                     В.Набоков
         Для верной оценки всякого поэта нужно время,  и не раз случалось, что даже великие гении в области искусства  были признаны только потомками. В любом случае признание целою массою общества тоже требует времени, не обходится  без борьбы,  то же самое  можно  отнести  к любому  замечательному  таланту,  выходящему  из-под  уровня  обыкновенности.
                     Улетит и погаснет ракета,
                     Потускнеют огней вороха…
                     Вечно светит лишь сердце поэта
                     В целомудренной бездне стиха.
                                                  Н.Заболоцкий

                  Пускай нам говорит изменчивая мода,
                  Что тема старая – “страдания народа”
                  И что поэзия забыть её должна, -
                  Не верьте, юноши! Не стареет она.
                  …Я лиру посвятил народу своему.
                  Быть может, я умру неведомый ему,
                  Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
                  Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
                  Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
                                                                      Н.Некрасов

   Любите Поэзию, друзья! -
      И поэтов - тоже... -

ПРИМЕЧАНИЕ: Данная статья не претендует на авторство.
Изложенный материал собран из предисловий к нескольким изданным сборникам о поэзии.
Стихотворные вставки известных поэтов подобраны, в основном, мной по ходу содержания.
                                            С Уважением к читателям, любящим поэзию - М.Лебедева

ПРИМЕЧАНИЕ-2: Данная статья была написана под впечатлением от стиха Белкина И.К.,
выставленного на ГС - "Чудовищно грустно на сайте" (Игорь Белкин)
                      
                           Слепец не видит глухого,
                           глухой не слышит слепца –
                           и вязнет нужное Слово
                           в гортани у мудреца,
                           когда нелепые строки
                           летят в нонпарель, в курсив,
                           заиливая протоки
                           ослабленных прерогатив...
                           «»»»»»»»»»»»»»»»»»»»
                           Мне стало чудовищно грустно
                           на сайте, где гробят искусно...






http://stihi.ru/2012/07/01/5831




Отзывов 0    Просмотров  


Другие новости по теме:



Марианна Лебедева - Мой русский стих, живое слово...
   

Регина Наумова - Мой тост из наболевшего...
   

Людмила Колобанова - Что хорошего в стране 22. 03. 12г Дискриминация по
   

Естава - Поэтессе
   

Ная Цой - Поэт
   

Евгений Снежин - Образ гениальное Лермонтова в ЭксЛибрисе!
   

Комментарии