/uploads/posts/2011-08/РФ создаст прецедент, .jpgМОСКВА, 19 сен — РАПСИ. Российские юристы не верят, что РФ откажется исполнять решение Страсбургского суда, в случае удовлетворения им иска ОАО «Нефтяная компания ЮКОС» о компенсации более 98 миллиардов долларов, свидетельствует опрос, проведенный агентством РАПСИ/infosud.ru. Эксперты, специализирующиеся на разрешении споров в Европейском суде по правам человека, отмечают, что Россия всегда исполняла решения ЕСПЧ, сценарий по выходу России из Совета Европы они считают «фантастикой».
Компания обратилась в ЕСПЧ в 2004 году с жалобой на действия российских налоговых органов, которые расценила как незаконный отъем собственности. ЮКОС добивается от РФ возмещения более 98 миллиардов долларов. Страсбургский суд объявит решение по делу 20 сентября.
Юристы также утверждают, что Европейский суд никогда не взыщет столь беспрецедентную сумму ни с какой страны и ни по какому делу, поскольку в его задачу входит контроль за соблюдением конвенции по правам человека, а не наказание государства колоссальными суммами. Российские адвокаты убеждены, что в случае удовлетворения иска ЮКОСа против РФ компенсации либо не будет вовсе, либо ее снизят до десятков тысяч долларов.
Беспрецендентный случай
«ЮКОС — не первая компания, обращающаяся за защитой своих интересов в ЕСПЧ. У Европейского суда разработана достаточно обширная практика, в которой он ранее признавал нарушения прав компаний на уважение собственности, в том числе и в случае экспроприации, а также прав юридических лиц на справедливое судебное разбирательство», — отметила учредитель, старший юрист компании Threefold Мария Исаева.
При этом, по ее словам, ни одна из проигравших в Страсбурге стран ранее не принимала столь радикальных мер.
«Это (выход РФ из Совета Европы из-за решения ЕСПЧ) было бы практически беспрецедентной ситуацией, поскольку единственным случаем выхода государства из Совета Европы был выход Греции в 1967 году после прихода к власти военной хунты. Несмотря на иногда озвучиваемые некоторыми российскими политиками мнения об обратном, ЕСПЧ является независимым международным судебным органом, разрешающим исключительно вопросы правового толкования и применения конвенции в конкретном деле, и доказал это своей практикой на протяжении 52 лет своего существования. Поэтому мы надеемся, что вопрос о выходе из Совета Европы для РФ не возникнет», — отметила Исаева.
Она добавила, что до сих пор не было случаев отказа РФ исполнять постановления Страсбургского суда в части выплаты назначенной судом компенсации.
В свою очередь адвокат Владимир Жеребенков напомнил, что решение ЕСПЧ, если оно не обжаловано, вступает в силу через три месяца и проигравшей стране дается четыре месяца на исполнения решения суда.
«Если Россия по каким-то причинам не исполнит решение суда по “делу ЮКОСа”, то к ней могут самой применить санкции и приостановить ее членство до исполнения решения. Не думаю, что кто-то захочет пойти на такие позорные действия», — сказал защитник.
Штраф не будет для РФ обременительным
«Полагаю, что решение Европейского суда по правам человека по делу “ЮКОС против РФ” будет достаточно компромиссным для России по разным причинам. При этом в силу специфики своей юрисдикции ЕСПЧ не может взыскивать убытки с ответчика. Он компетентен устанавливать факты и назначать штрафы. Исходя, в том числе из сложившейся практики ЕСПЧ относительно размеров штрафов, полагаю, что штраф для РФ не будет слишком обременительным», — заявил РАПСИ доктор юридических наук управляющий партнер фирмы «ЮСТ» Юрий Пилипенко.
По его мнению, если ЕСПЧ установит факт «экспроприации» то, это может быть использовано в дальнейшем для обоснования претензий к РФ в иных судах за пределами России.
«В то же время государство рядом своих действий — если судить по законопроекту сенатора Торшина — продемонстрировала свои намерения искать способы игнорирования негативных для России решений ЕСПЧ», — сказал Пилипенко.
Российские адвокаты считают, что в случае проигрыша России в Страсбурге, она будет должна пересмотреть ряд решений в судах внутри страны.
«Если ЕСПЧ признает, что нарушения имели место, то Россия должна будет пересмотреть это дело внутри государства. В этом основной смысл европейского суда, а не в материальной компенсации», — заявил адвокат Дмитрий Аграновский.
Защитник Владимир Жеребенков поддержал это мнение. «В основном будет решаться вопрос не о сумме иска, а о нарушениях — были они или нет. В случае положительного для ЮКОСа решения Страсбурга, российские суды должны будут снова рассмотреть вопрос о налоговых претензиях», — пояснил адвокат.
Почему $98 миллиардов
Управляющий партнер Gardant Communications — официальный представитель ЮКОСа Клэр Дэвидсон пояснила РАПСИ, почему в иске против РФ заявлена многомиллиардная сумма.
«Наше заявление в ЕСПЧ состоит из трех ключевых пунктов: во-первых, налоги и штрафы взыскивались с компании незаконно, и они должны быть возвращены в полном объеме, кроме того, должна быть компенсирована реальная стоимость “Юганскнефтегаза” и упущенная прибыль и, наконец, реальная стоимость других активов, проданных в процессе ликвидации компании “ЮКОС”, также должна быть выплачена, как и неполученная с этих активов прибыль», — отметила Дэвидсон.
Она подчеркнула, что основная часть заявления, поданного в Европейский суд по правам человека, основывается на собственных вычислениях российских органов и обнародованных ранее цифрах.
«В частности, по первому пункту мы требуем выплаты ровно той суммы, которая взыскивалась российскими властями с ЮКОСА в виде налогов. По второму пункту мы требуем компенсацию в связи с лишением прав собственности на компанию “Юганскнефтегаз”, проданную по заниженной цене “Байкалфинансгруппе”, которая победила в аукционе и за которой стояла “Роснефть”. Соответственно, в данном случае мы требуем выплатить разницу между тем, что заплатила “Байкалфинансгруппа”, и официальной оценкой стоимости “Юганскнефтегаза”. В общую сумму также входит прибыль, полученная “Юганскнефтегазом” уже после того, как она была выведена из-под контроля ЮКОСа», — сказала представитель ЮКОСа.
Она добавила, что по третьему пункту компания требует компенсацию по тем же основаниям по всем остальным активам, принадлежавшим ЮКОСу. По ее словам, согласно принятой практике на запрос суда была представлена независимая оценка ущерба, в том числе для подсчета упущенной прибыли.
Решение не финальное
В любом случае решение, которое ЕСПЧ обнародует 20 сентября по делу ЮКОС против РФ не станет окончательным: у сторон есть право на его обжалование, также процедура дает проигравшей стране определенное время на исполнение решения.
«Согласно статье 43 Европейской конвенции, после вынесения постановления палатой суда возможно обращение любой из сторон в суд с прошением о передаче дела на рассмотрение Большой палаты. Такое рассмотрение возможно, если дело поднимает серьезный вопрос, касающийся толкования или применения положений конвенции (или протоколов к ней) или другой серьезный вопрос общего характера», — сообщила старший юрист компании Threefold Мария Исаева.
Она отметила, что Большая палата рассматривает споры в исключительных случаях.
Исаева добавила, что согласно статье 46 Конвенции, окончательное постановление суда должно быть исполнено в установленные им сроки, контроль за исполнением возлагается на Комитет министров Совета Европы.
Публичные слушания по делу «ЮКОС против РФ» ЕСПЧ провел в марте 2010 года. На слушаниях представитель ЮКОСа заявил, что российские власти произвольно и незаконно начислили компании с 2000 по 2003 годы 19,6 миллиарда евро дополнительных налогов, пени и штрафных санкций, а «драконовское выполнение этих решений представляло собой экспроприацию».
Компания считает, что российские власти нарушили сразу шесть статей европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статью Протокола к Конвенции (статьи 1, 6, 7, 13, 14 и 18 Конвенции и статья 1 Протокола номер 1).
Требования компании учитывают оценки стоимости, якобы «известные правительству через российские судебные процедуры». Это базовая стоимость акций ЮКОСа в ЮНГ — 19,6 миллиона евро, стоимость других активов и возмещение потерянной прибыли вследствие «экспроприации».
Российская сторона, в свою очередь, настаивает, что ЮКОС в 2000 — 2003 годах использовал налоговые схемы в обход российского законодательства. Компания пользовалась льготным налогообложением в некоторых российских регионах. Ответчик также утверждает, что аукцион по продаже «Юганскнефтегаза» проходил строго в рамках закона.