/uploads/posts/2011-08/Нерейтинговые: вузы Ро.jpgРоссийское общество бурно обсуждает рейтинг ведущих университетов мира. В первой сотне впервые не оказалось ни одного нашего вуза. Из российских учебных заведений в престижный список попали лишь МГУ – он на 112 месте, и Питерский госуниверситет – 251 место. А ведь еще в прошлом году они занимали 93 и 210 позицию соответственно.
О причинах столь незавидного положения в мире лучших отечественных вузов ведущие «Утра России» побеседовали с директором Института развития образования при Высшей школе экономики Ириной Абанкиной.
По ее словам, причин этому много. Во-первых, наши вузы учат только на русском языке. Во-вторых, у нас программы до сих пор специалитета – пять лет образования. В то время как в рейтингах для университетов засчитываются именно программы второго уровня – магистратура, аспирантура.
«Мы очень много спорили о том, переходить на двухуровневое образование или нет. Но вместо того чтобы тратить время на споры, надо было такие программы готовить», — подчеркнула эксперт.
Кроме того, очень мало публикуется российских научных работ, в том числе в международных журналах на иностранном языке. Имеет место также разное отношение к нашим гуманитарным и естественно научным, особенно математическим специальностям. Последние больше ценятся. А к российским гуманитариям относятся как к большим догматикам. «Нет веры, что они оторвались от предшествующей стадии догматизма и что за нами могут стоять какие-то серьезные современные исследования в этой области. Поэтому пробиться очень трудно», — констатировала Ирина Абанкина.
Как заметила директор Института развития образования при ВШЭ, за эти рейтинги идет сильная борьба. Это очень конкурентный рынок, поэтому нашим вузам трудно, заключила эксперт.
Безусловно, сегодня есть учебные заведения, которые начинают показывать хорошие результаты. Это Бауманка, РУДН, Томский политех, Алтайский госуниверситет. Они включились в борьбу, сделали свои программы развития. «Им пока далеко до сотни, но сказать, что мир вообще не различает наших усилий нельзя», — резюмировала Ирина Абанкина.