/uploads/posts/2011-08/«Крузенштерн&raq.jpgИз длительного плавания в Калининград вернулся парусник «Крузенштерн». За три месяца приключений курсанты Балтийской государственной академии поучаствовали в регате на Кубок мира и отметили 85-летие судна. На родной берег они сошли уже бывалыми матросами.
По традиции, родной берег они встречают, стоя прямо на мачтах. Все паруса подвязаны, позади путешествие длиною в три месяца и семь с половиной тысяч морских миль.
Парусные авралы и шторма будут теперь им сниться. Курсант Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота Игорь Вишняков вспоминает: «Был крен 20 градусов, все вещи у нас повылетали. Кто-то перепугался. Из иллюминаторов была видна только вода».
По словам членов экипажа, это был особенный — исторический — рейс. В немецком порту Варнемюнде знаменитый парусник отметил свое 85-летие. Получился настоящий день рождения — с фейерверком и праздничным тортом, который испек судовой кок. На борт «Крузенштерна» пригласили немецких гостей, тех, кто болеет за парусный спорт и следит за судьбой самого «винджаммера», как в начале прошлого столетия называли самые быстроходные парусники.
Судно было спущено на воду в Германии в 1926 году под именем «Падуя». Долгое время парусник перевозил строительные материалы в Южную Америку. После Второй Мировой войны барк был передан Советскому Союзу и получил свое нынешнее имя — «Крузенштерн». С тех пор морскую практику на его борту смогли пройти тысячи курсантов.
Самым главным среди множества иностранных портов, которые они в ходе рейса успели посетить, стал эстонский Таллин, где «Крузенштерн» ошвартовался впервые за последние 20 лет. Но именно там он почувствовал себя, как дома — до начала 1990-х годов Таллин был портом приписки барка. Курсант Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота Артем Консейлин рассказывает: «Там почти все знают русский язык, легко было общаться с людьми. Приходило много людей, выстраивались в очереди на причале».
Вообще Таллин — особенный город для экипажа российского судна. Там родился и похоронен великий мореплаватель Иван Федорович Крузенштерн, и курсанты, проходящие практику на паруснике, который носит имя адмирала, пришли в Домский собор к его могиле. В этот же день они возложили цветы к Монументу воинам-освободителям Таллина. У бронзового Алеши, которого эстонские власти с большим скандалом демонтировали с площади Тынисмяги, они встали в почетный караул. Капитан учебного парусного судна «Крузенштерн» Михаил Новиков рассказал: «Вы же знаете, сколько событий было связано с этим памятником. Я подумал, что и для курсантов будет важно, чтобы вся эта история закончилась не в газетах и репортажах, а чтобы люди его увидели и могли положить цветы».
Второй раз «Крузенштерн» соревновался с не менее легендарным российским парусником «Седов» за Кубок мира. Регата протяженностью 210 морских миль проходила по маршруту Росток-Клайпеда.И вновь «Крузенштерн» одержал победу, но о ней говорят с улыбкой. Это именно тот случай, когда важнее не победа, а участие. «Было прикольно, когда махали руками друг другу и спорили, кто кого обгонит. Веселые ребята с “Седова” поначалу борт о борт шли», — вспоминает курсант Дмитрий Булахтин.
Они специально изменили маршрут и зашли в литовскую Клайпеду, чтобы поболеть за сборную России по баскетболу на чемпионате Европы. Как признались потом спортсмены, в ответственном матче России с Грузией им очень помогла поддержка трибун. Но главное — все курсанты успели сдать экзамены на получение первой морской профессии и стали матросами.