Государственное агентство по вопросам кино (Госкино) отобрало 37 кинопроектов, которые получат государственное финансирование в 2011-2012 годах. Среди них художественные, документальные и анимационные фильмы, на создание которых в госбюджете предусмотрено 150 млн грн. Как отметили в Госкино, впервые в этом году жюри рассматривало не сценарии фильмов, а готовые бизнес-проекты. Вместе с тем несколько режиссеров и народных артистов Украины назвали конкурс «коррумпированным». Они заявили, что 12 кинопроектов-победителей представили сами члены комиссии, которые, впрочем, отвергают обвинения в коррупции.
Конкурсные работы для программы производства и распространения национальных фильмов в 2011-2012 годах отбирались экспертной комиссией Госкино. В ее состав вошли, в частности, режиссер Роман Балаян, оператор Сергей Борденюк, актер Анатолий Матешко, генеральный директор сети кинотеатров «Мультиплекс» Антон Пугач, директор кинофестиваля «Молодость» Андрей Халпахчи. Как сообщила председатель агентства Екатерина Копылова, из 113 представленных на конкурс фильмов и мультфильмов государственное финансирование получат 37 картин. «Это лучшие режиссерские дебютные работы, лучшие фильмы социальной тематики, а также лучшие фильмы совместного производства — 16 полнометражных художественных, 7 короткометражных художественных, 9 документальных и 5 анимационных фильмов»,-- рассказала госпожа Копылова.
По ее словам, впервые комиссия рассматривала не сценарии фильмов, а готовые бизнес-проекты. Кроме сценария, претенденты представляли режиссерское видение произведения, а также его маркетинговую стратегию.
Из прошедших отбор проектов в полном объеме Госкино намерено финансировать короткометражные фильмы, режиссерские дебютные работы, анимационные и документальные ленты. Полнометражные художественные фильмы будут профинансированы на 50%. «В бюджете предусмотрено 150 млн грн, но до конца года стопроцентное финансирование получат только короткометражки. На их производство из бюджета будет выделено 70 млн грн, каждая из картин получит от 300 тыс. до 1,2 млн грн»,-- добавила Екатерина Копылова. Лидером среди кинопроектов-победителей стала Национальная киностудия им. Довженко, представившая на конкурс 10 работ, 5 из которых получили госзаказ. Многие из конкурсных картин посвящены социальной тематике, в частности основой для сюжета фильма «Проклятое место» киностудии им. Довженко стала тема восстановления Чернобыля после аварии на атомной электростанции, а фильм «Украина, гудбай!» компании «Артхаус Трафик» рассказывает о сложностях украинских трудовых мигрантов. Анимационные фильмы в основном раскрывали сюжеты украинских народных сказок — «Приключения Котигорошко», «Никита Кожемяка».
Распределение госзаказа не прошло без скандала. Несколько режиссеров и народных артистов Украины, проигравших в конкурсе Госкино, остались недовольны результатами отбора и обратились с письмом к министру культуры Михаилу Кулиняку. «Мы утверждаем, что состав комиссии, созданной Госкино,-- это образец коррупции, потому что многие из ее членов являются претендентами на получение госзаказа. Просим аннулировать решение комиссии и назначить ее новый состав»,-- говорится в письме. К обращению прилагается перечень из 12 пунктов, в которых указываются имена членов комиссии и представленные ими проекты-победители: «Режиссер Степан Коваль — мультфильм “Профессионалы”, продюсер Елена Фетисова — художественные фильмы “Параджанов”, “Констанс и Казимир”, режиссер Роман Ширман — фильм “Теперь я буду любить тебя”».
Народный артист Украины Виктор Гресь, подписавшийся под обращением к министру, заявил «Ъ», что распределение госзаказа проводилось несправедливо: «Члены жюри не имели права выставлять на конкурс свои кинопроекты! Это полный беспредел!» Его поддержал режиссер Национальной киностудии им. Довженко Александр Муратов, заявив, что среди победителей оказалось «очень мало по-настоящему талантливых сценариев».
Вместе с тем один из членов комиссии, президент компании «Артхаус Трафик» Денис Иванов рассказал «Ъ», что при отборе члены комиссии не голосовали за свои кинопроекты. «Было мало талантливых проектов, и выбирать было очень сложно. Те, кто проиграл, не смогли грамотно провести презентацию своего фильма, что выглядело, как ответ двоечника на уроке в школе. Поверьте, мы отбирали и лучшие, и средние проекты, и уж точно не пропустили бы шедевр»,-- заверил «Ъ» господин Иванов.
Юлия Рябчун