ТВЕРЬ, 19 июн — РИА Новости, Алексей Капитанов. Реализация не менее 10 — 12 крупных инвестиционных проектов в год должна оставаться одной из ключевых задач экономики Тверской области на ближайшую перспективу, заявил губернатор Андрей Шевелев.
"Тверская область обязана занять в национальном рейтинге инвестиционного климата достойное место. Цели остаются прежними: ежегодная реализация не менее десяти-двенадцати крупных инвестиционных проектов. В текущем году машиностроительный завод Hitachi, животноводческий комплекс "Коралл", торгово-развлекательный центр "Рио", отель Radisson и ряд других объектов станут частью экономики Тверской области", — сказал Шевелев, выступая в четверг с ежегодным посланием к Законодательному Собранию региона.
По словам главы региона, на ближайшие годы ключевой задачей станет поиск "якорных" инвесторов и поддержка уже существующих производств.
"Тверская область успешно создает новые и возрождает ранее существовавшие производства, но при этом значительно меньше средств привлекается на те, которые сейчас играют ведущую роль в экономике региона. Между тем, именно вокруг них происходит формирование производственных кластеров, которые должны стать точками опережающего роста. Региональные министерства экономического развития, промышленности и информационных технологий должны работать над решением этой проблемы и оказывать максимальное содействие предприятиям, нуждающимся в привлечении инвестиций", — сказал Шевелев.
МОСКВА, 19 июн — РИА Новости. Обвиняемый по делу об организации массовых беспорядков на Болотной площади в Москве 6 мая 2012 года Сергей Удальцов заявил, что никогда не виделся с грузинским политиком Гиви Таргамадзе, об этом он сообщил в Мосгорсуде в ходе допроса, передает корреспондент РИА Новости из зала суда.
В четверг суд приступил к допросу Удальцова и Леонида Развозжаева. Удальцов сообщил суду, что знаком с Развозжаевым с 2004 года, в 2008 году был создан "Левый фронт", в который они оба вошли. С Константином Лебедевым Удальцов, по его же словам, знаком с конца 1990-х.
"Знал его как сторонника левых взглядов, регулярно с ним пересекался на массовых мероприятиях", — рассказал обвиняемый. В начале 2012 года Лебедев сказал Удальцову, что видит перспективы у "Левого фронта" и хочет помочь в развитии движения, рассказал о наличии друзей-бизнесменов в СНГ и предложил наладить бизнес.
"Встретились с бизнесменами в Минске, было ясно, что с Лебедевым они знакомы давно. Речь шла о бизнес-возможностях", — сообщил обвиняемый и добавил, что помимо общих тем бизнесмены интересовались политикой.
"Я не знаком с Гиви Таргамадзе и никогда с ним не встречался", — сказал Удальцов. Он также сообщил, что ни разу не получал от Лебедева никаких денег.
Удальцов и Леонид Развозжаев, по версии следствия, были организаторами массовых беспорядков на Болотной площади 6 мая 2012 года. Ранее Замоскворецкий суд Москвы назначил от 3 лет и 3 месяцев условно до 4 лет колонии восьми участникам беспорядков, они признаны виновными в применении насилия в отношении полицейских. Несколько фигурантов этого дела были амнистированы.
Кроме того, в отдельное производство было выделено дело Константина Лебедева, который проходит свидетелем обвинения на процессе против Удальцова и Развозжаева: Лебедев признал вину в приготовлении массовых беспорядков и был осужден на 2,5 года колонии общего режима. В мае он вышел на свободу условно-досрочно. Выступая на суде он заявил, что для подготовки массовых беспорядков грузинский политик Гиви Таргамадзе передавал лидеру "Левого фронта" 30 тысяч долларов в месяц.
МОСКВА, 19 июн — РИА Новости. Россия надеется, что Украина воздержится от проведения демаркации границы в одностороннем порядке, заявил в четверг официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.
"Все-таки рассчитываем, что власти Украины откажутся от принятия практических шагов по односторонней демаркации границы в нарушение имеющихся международных обязательств", — сказал он на брифинге в Москве.
"Согласно установившейся международной практике, демаркация государственной границы — это обоюдный процесс между сопредельными государствами, и поэтому односторонняя демаркация не может быть юридически обязательной для другой стороны и, следовательно, не достигает своей главной цели", — добавил он.
Как Украина собирается укрепить границу с Россией
Совет национальной безопасности и обороны Украины 16 июня принял решение в одностороннем порядке провести демаркацию всей границы с Россией. Как заявил секретарь СНБО Андрей Парубий, речь идет о строительстве необходимых сооружений и односторонней демаркации не только на участках, где идут боевые действия, а по всей протяженности границы.
Кроме того, Государственная пограничная служба Украины создает в своем составе снайперские подразделения для охраны государственных рубежей, сообщил Парубий.
13 июня украинские СМИ сообщили, что миллиардер, председатель Днепропетровской областной государственной администрации Игорь Коломойский предложил президенту Украины построить укрепительные заграждения на границе Украины и России. Проект укрепительного заграждения предусматривает установку сплошного металлического забора из высокопрочной стали с колючей проволокой. Подходы к заграждению должны преграждаться рвами и колючей проволокой как с российской, так и с украинской стороны, чтобы исключить доступ мирных жителей. Подробнее — в
Факт возникновения Евразийского экономического союза приходится учитывать и Брюсселю, и Вашингтону, и Пекину, не говоря уже о региональных державах, считает Андрей Суздальцев, заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. В интервью РИА Новости он рассказал о специфике евразийской интеграционной группировки, о преференциях, которые получают от вступления в нее Белоруссия, Казахстан и Армения, а также о внешних игроках, которые мешают интеграционным инициативам России в СНГ. Беседовала Ольга Серова.
— Создание ТС и ЕАЭС засвидетельствовало переход интеграционных процессов на постсоветском пространстве в активную стадию. По экспертному мнению, ключевую позицию в этом процессе занимает Москва. Насколько, по вашей оценке, Россия готова к выполнению этой миссии?
— Создание ЕАЭС завершает почти пятилетний цикл формирования многоуровневой структуры нового интеграционного проекта на постсоветском пространстве. Первый этап — Таможенный союз (ТС) был создан в 2010 году, в 2012 году заработало Единое экономическое пространство (ЕЭП), а с 1 января 2015 года страны-участницы проекта должны начать совместное существование в формате Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Но в то же время не стоит забывать, что ЕАЭС является уже третьей попыткой развернуть полномасштабный интеграционный проект на постсоветском пространстве. До этого, с 1991 года, еще только с появлением СНГ Россия периодически, опираясь на поддержку прежде всего Казахстана и Белоруссии, в меру своих в то время весьма ограниченных экономических и политических возможностей пыталась стимулировать интеграционные проекты в регионе — без особого успеха. Только после 2010 года, после грузино-югоосетинского конфликта и тяжелого мирового экономического кризиса, интеграционная инициатива Москвы получила шанс на успех.
В настоящее время евразийская интеграция заняла видное место в ряду крупнейших интеграционных проектов мира. Ее влияние растет, и сам факт возникновения ЕАЭС приходится учитывать и в Брюсселе, и в Вашингтоне, и в Пекине, не говоря уже о региональных державах.
Появилась даже своеобразная очередь на вступление в евразийский интеграционный проект: Армения, как ожидается, вступает в Таможенный союз с 1 июля, на границе оформления своего участия в ТС находится Киргизия.
Москва остается организационным центром и главным спонсором евразийского процесса, принимая на себя все проблемы, характерные для любого интеграционного проекта. Более того, именно российская сторона является инициатором все новых этапов евразийской интеграции, подчиняя их достаточно строгому и жесткому расписанию.
— В чем причина этого? Исключительно в устремлениях нынешнего руководства, или же к подобной активности подталкивает внутренняя, внешняя ситуация?
— Создаваемая на постсоветском пространстве новая интеграционная группировка имеет свою специфическую "дорожную карту", опирающуюся на политическое расписание, а не вызревание экономических и политических стимулов для интеграции в государствах-партнерах. Фактически евразийский интеграционный проект развивается под давлением политической воли президентов — каждые два года проект, подчиняясь стремлениям Владимира Путина, Александра Лукашенко и Нурсултана Назарбаева, поднимается на новую ступень.
Это беспрецедентные темпы в истории создания интеграционных объединений.
Столь высокие темпы связаны с широким спектром экономических и политических рисков, с которыми сталкиваются Белоруссия, Казахстан и Россия. В этом плане евразийский интеграционный проект можно считать не только стратегией по созданию единого интеграционного пространства в центре континента, но и реакцией на разного рода политико-экономические угрозы и вызовы, с которыми сталкиваются и страны, объединившиеся в ЕАЭС, и другие государства постсоветского пространства.
В последние 10-15 лет постсоветское пространство все в большей степени становится открытым для притязаний и политических игр внешних игроков. Евросоюз активно развивает в Восточной Европе собственную интеграционную программу "Восточное партнерство", которая вступила в противоречие и конкуренцию с евразийской интеграцией. На рынках СНГ усиливается конкуренция между внутренними производителями и внешней торговой экспансией. Темпы развития экономик стран региона все в большей степени отличаются друг от друга.
Собственно, в 2013-2014 годах назрел кризис постсоветской государственности, совмещенный с распадом национальных экономических моделей, созданных в 1990-е годы. Наиболее ярким примером такого кризиса стала Украина.
— Насколько осознается ключевая роль России в интеграционных процессах нашими партнерами по ЕАЭС, насколько они готовы к ее признанию? И как данный факт совмещается с заложенным во все интеграционные документы принципом равенства?
— Евразийский интеграционный проект, как и предполагали его учредители, призван, опираясь на мощь российской экономики, эффективно ответить на целый набор существующих внутренних и внешних угроз.
Россия в данном случае выступает в роли основы проекта. Это связано с необходимостью появления вокруг Российской Федерации собственной интеграционной группировки, что позволит в перспективе укрепить позиции РФ на международной арене.
Помимо геополитических задач, считается, что формирование евразийской интеграции должно помочь в решении ряда серьезных экономических проблем, в негативном плане влияющих на модернизацию российской экономики. В частности, интеграционный проект позволит создать единый, лишенный каких-либо барьеров рынок объемом в 200-250 миллионов потребителей (с привлечением к проекту стран Центральной Азии). Кроме того, возможное создание на базе ЕАЭС валютного союза, с едиными правилами и единой валютой, должно со временем коренным образом поменять политико-экономическую ситуацию на постсоветском пространстве.
В свою очередь, структурная и технологическая модернизация экономики России создаст крайне необходимый динамичный и привлекательный интеграционный имидж страны. В этом случае отпадет необходимость стимулировать участие партнеров экономическими, таможенными, рыночными уступками, энергетическими и сырьевыми субсидиями и дотациями, банковскими кредитами.
В противном случае в регионе неизбежно будут расти центробежные процессы, страны СНГ и их экономики будут продолжать постепенную переориентацию на внешних партнеров (ЕС, Китай, Иран, Турция и т.д.) и внешние интеграционные предложения (проекты и программы ЕС).
— Что (или кто) мешает сейчас еще более активному продвижению евразийского проекта? Какие главные риски вы видите?
— Не стоит забывать, что основные внешние игроки — ЕС, США, КНР, а также региональные державы — Польша. Румыния, Турция, Иран, как правило, игнорируют или косвенно противодействуют интеграционным инициативам России в регионе СНГ. Создание вокруг Москвы крепкого интеграционного блока не входит в планы прежде всего Евросоюза и Китая, заинтересованных в открытом доступе к ресурсам и рынкам региона. Россия, разворачивая проект ТС-ЕАЭС, выступает в роли конкурента, способного под прикрытием интеграционной группировки в оперативном порядке осуществить региональную бизнес-экспансию.
Необходимо отметить и объективные препятствия, сказывающиеся на развитии проекта.
Первым и основным препятствием оказывается экономическая неоднородность ЕАЭС, связанная с экономическим доминированием России (больше 90% суммарного ВВП и более 80% суммарного товарооборота приходится на РФ), сложностью включения в союз транзитной экономики Белоруссии, объективно не готовой к полномасштабной интеграции в рамках евразийского экономического проекта, а также спецификой экономики Казахстана, имеющей развитый энергетический сектор и сформировавшийся за последнее десятилетие транзитный товарный коридор для поставок из Китая.
Основным риском для участия непосредственно России в интеграционном проекте ТС-ЕАЭС остается вопрос о цене интеграции.
Экономическое влияние России в новой интеграционной группировке вместе с опорой на политическую волю руководства России создают идеальную среду для получения партнерами по интеграции экономических уступок со стороны РФ.
— Можно ли назвать главные преференции, которые уже получены российскими партнерами? И стоит ли России и далее идти на уступки?
— Основные преференции носят энергетический, финансовый и рыночный характер. К примеру, решению о вступлении Армении в Таможенный союз предшествовало соглашение о 30-процентном субсидировании тарифа на российский газ. В результате цена газа для Армении составила 189 долларов за тысячу кубометров, что близко к "белорусской цене".
Белоруссия в рамках евразийской интеграции получает огромный пакет поддержки: субсидированные цены на газ, доступ к российской нефти по внутрироссийским ценам, открытый доступ к российскому рынку и т.д. Только энергетические субсидии в пользу Минска достигают 8-9 миллиардов долларов в год.
Выравнивание транзитных тарифов через Россию в немалой степени выгодно и Казахстану.
Так что реальной основой формирования интеграционных группировок под руководством России по-прежнему остается использование российских ресурсов, включая финансовые и сырьевые, а также российского рынка. К сожалению, пока что на каждом этапе интеграционного строительства дотационная основа российских инициатив увеличивается в несколько раз.
Но у России нет другого более жизнеспособного и перспективного интеграционного проекта, чем евразийская интеграция. В реальности, в случае провала проекта, РФ больше не получит исторического шанса на создание собственной региональной интеграционной группировки. Поддержка проекта — наш единственный выбор.