Когда дети учатся играть на музыкальных инструментах, они развивают ряд слуховых навыков. Недавно проведенные исследования доказали, что положительный эффект ранних уроков сохраняется всю жизнь – по крайней мере, в случаях с теми людьми, которые продолжают заниматься музыкой
Исследование, результаты которого были опубликованы в августе, впервые доказало, что уроки музыки в детстве могут вызывать изменения в мозге, которые сохраняются в течение многих лет после окончания занятий.
Ученые из Northwestern University записали слуховую реакцию стволового участка мозга у студентов колледжа – то есть электрические волны головного мозга – в ответ на сложные звуки. Те студенты, которые в детстве учились музыке, продемонстрировали более активную реакцию, то есть их мозгу было легче выделять ключевые элементы сложных звуков, такие как, к примеру, высота. Мозг сохранял эту способность даже по прошествии многих лет с момента окончания занятий музыкой.
В настоящее время ученые пытаются разобраться, каким образом связаны обучение музыке в раннем детстве и обучение навыкам владения языком – к примеру, чтению. Недавние исследования доказывают, что обучение игре на музыкальных инструментах может принести неожиданную пользу.
И речь идет вовсе не об «эффекте Моцарта» — утверждении, что прослушивание классической музыки может повысить результаты при выполнении разного рода тестов. В этих исследованиях была предпринята попытка изучить эффекты активного обучения музыке. Такое обучение музыке тренирует способность мозга различать компоненты звука – высоту, длительность и тембр.
«Чтобы научиться читать, вам необходимо иметь хорошую рабочую память, способность различать звуки речи и устанавливать связи между звуками и значением, — говорит профессор Нина Краус (Nina Kraus), руководитель Акустической неврологической лаборатории Northwestern University. — Очевидно, что каждый из этих навыков развивается в процессе активного обучения игре на музыкальных инструментах».
Умение различать самые трудноуловимые свойства звука даже в условиях сильного постороннего шума оказывается очень полезным не только для ребенка, который учится понимать устную и письменную речь, но и для пожилого человека, страдающего нарушениями слуха.
В ходе исследования, результаты которого были опубликованы минувшим летом, ученые обнаружили, что с возрастом музыканты начинают страдать таким же ухудшением работы периферического слухового отдела, как и люди, не занимающиеся музыкой. Однако пожилые музыканты сохраняют те функции мозга и навыки обработки звуков, которые помогают понимать речь даже в условиях сильного постороннего шума.
«Мы часто обращаемся к так называемой проблеме коктейльных вечеринок – представьте себе, что вы пошли в ресторан, где множество людей разговаривают друг с другом, — говорит доктор Клод Ален (Claude Alain), заместитель директора исследовательского института Ротмана в Торонто и один из авторов исследования. — Пожилые люди, обучавшиеся в прошлом музыке, демонстрируют лучшие результаты во время проведения тестов в условиях постороннего шума. Так происходит, потому что здесь задействован скорее мозг, чем периферическая слуховая система».
Ученые из Калифорнийского университета в Сан-Франциско подошли к звуковой гамме с другой точки зрения, взявшись исследовать генетику абсолютного или идеального слуха, то есть способности распознавать любой звук. Доктор Джейн Гитшир (Jane Gitschier), профессор медицины и педиатрии и руководитель этого исследования, совместно со своими коллегами сделали попытку изучить генетическую предрасположенность и воздействие занятий музыкой в раннем возрасте.
«Мы пытались выяснить, какие варианты человеческих геномов содержат в себе предрасположенность человека к обладанию абсолютным слухом, — сказала она. — Гипотеза заключалась в том, что эти варианты затем преобразуются в абсолютный слух под воздействием обучения музыке».
Оказалось, что практически все, кто имеет по-настоящему абсолютный слух, обучались музыке в раннем детстве.
Александра Парбери-Кларк (Alexandra Parbery-Clark), докторант из лаборатории доктора Краус и одна из авторов опубликованного в этом году исследования, посвященного слуховой памяти и музыке, долгое время профессионально играла на фортепиано. По ее словам, желание пойти учиться и изучать человеческий мозг возникло у нее, когда она преподавала музыку во французской школе для одаренных детей и наблюдала за тем, как обучение музыке влияло на другие виды обучения.
«Если перед вами 3-х или 4-летний ребенок и вы учите его слушать музыку, то это развивает не только его слуховые навыки, но и тренирует навыки внимания и памяти, а это в свою очередь может привести к тому, что в более старшем возрасте он серьезно займется наукой», — утверждает она.
Г-жа Парбери-Кларк и ее коллеги изучили записи электрических волн мозга и обнаружили, что тренированный музыкой мозг демонстрирует иные – более выраженные – ответные реакции на звук. «Теперь у меня есть доказательства, реальные доказательства того, что музыка действительно оказывает воздействие, — сообщила она. — Теперь мои коллеги по лаборатории могут посмотреть на экран компьютера и сказать: “Это запись волн музыканта”.
Многие ученые, занимающиеся исследованиями в этой области, сами являются музыкантами, заинтересовавшимися пластичностью мозга и воздействием музыкального образования на волны головного мозга в ответ на слуховые стимулы. “Эта ответная реакция фактически является отражением акустических элементов звука, которые, как нам известно, несут в себе определенное значение”, — утверждает профессор Краус.
Есть некоторое обаяние – и даже отчасти безрассудный восторг — в том, чтобы узнавать, на что способен наш мозг, и чтобы изучать воздействие сочетания стимуляции, прилежания, практики и слуховых упражнений, которое становится возможным благодаря музыкальному образованию. Однако исследователи предупреждают о том, что не существует идеального способа применить полученные ими данные.
Различные инструменты, различные методы обучения, различные режимы – каждая семья должна найти то, что подходит конкретному ребенку и семье, поскольку в этом процессе огромное значение имеет получаемое всеми удовольствие и мастерство. Дети должны получать удовольствие от занятий и от своих достижений. Родители должны видеть в музыке искусство, а не терапевтический инструмент.
“Мы хотим, чтобы музыку любили за то, чем она может стать в жизни конкретного человека, а не потому что „Мы хотим, чтобы у тебя были хорошие когнитивные навыки, поэтому мы отдадим тебя учиться музыке“, — говорит г-жа Парбери-Кларк.- Музыка великолепна и удивительна, поэтому пусть дети просто получают от нее удовольствие”.
The New York Times