Премьер-министр Украины Николай Азаров считает возможным введение утилизационного сбора на импортируемые из России автомобили.
Эту меру Николай Азаров рассматривает как вынужденную реакцию на введение Россией аналогичных сборов для автомобилей, импортируемых из стран, которые не являются членами Таможенного союза. Украинский премьер вместе с тем выразил надежду на достижение компромисса в этом вопросе с Россией, то есть на отмену такого сбора. С подробностями — собственный корреспондент «Вестей ФМ» на Украине Владимир Синельников.
Украина может ввести утилизационный сбор на автомобили, которые импортируют из России. Такое заявление Николай Азаров сделал, комментирую информацию о том, что Россия с 1 сентября вводит аналогичные платежи для автомобилей из стран, которые не являются членами Таможенного союза.
Такая мера (то есть сбор за утилизацию непригодных к эксплуатации машин) — обычная практика почти всех стран Европы. Миллионы старых автомобилей, которые накапливаются на свалках, приходится подвергать промышленной переработке. И этот вынужденный процесс стоит достаточно дорого. То есть возникает ситуация, когда доходы оседают в стране, производящей автомобили, а расходы на утилизацию перекладываются на экономику страны, где эти машины покупают. По этой причине в Европе, в том числе и в России, с импортных машин взимают сбор за утилизацию.
Позиция главы правительства Украины — это, вероятнее всего, попытка психологического давления. Речь даже не идет о подготовке конкретных мер по взиманию сбора за утилизацию. Во-первых, Украина собственных машин практически не производит. Персонаж анекдотов — легендарный «Запорожец» — уже стал далеким прошлым местного автопрома. Сейчас украинские заводы заняты сборкой недорогих машин зарубежных брендов из импортных комплектующих. То есть де факто Украина всего лишь посредник, который занимается реэкспортом.
Во-вторых, и это главное, на Украине де-юре вообще не существует понятие утилизации старых автомобилей. Здесь сохранилась система еще советских времен — отслужившие свой срок машины просто и без затей сдают в металлолом. Поэтому у официального Киева нет ни малейших юридических оснований вводить утилизационный сбор только для автомобилей из России, освобождая в то время от аналогичного сбора машины из Европы, Азии и Америки. Не говоря уже о том, что понятия «утилизационный сбор» не существует даже для автомобилей собственного производства, точнее сборки. Такая направленная против России односторонняя мера станет прямым нарушением правил свободной торговли, со всеми вытекающими последствиями в виде санкций ВТО. То есть обойдется себе же дороже.
Поскольку Украина в другие страны, в том числе в Европу, автомобили практически не экспортирует, на практике аналогичная проблема в отношениях с ЕС просто не возникает.
Официальный Киев уже не впервые пытается таким образом оказать психологическое давление на России. Достаточно вспомнить прошлогодние попытки пересмотра соглашений о поставках газа на Украину. И смешные угрозы, вроде перекупать российский газ у Германии и через Польшу перегонять этот газ на Украину. Создается впечатление, что официальный Киев просто не извлекает уроков из прошлых ошибок и вновь наступает на те же грабли, чем немало веселит окружающую публику.