В Пушкинском музее выставляются коллекции нового поколения

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открывалась выставка «Портреты коллекционеров». К столетию музея ведущие столичные собиратели предоставили предметы из своих коллекций для масштабной экспозиции.

На открытии выставки, которая рассказывает, как формируют свои собрания нынешние коллекционеры, побывала корреспондент «Вестей ФМ» Ольга Подолян.

Подолян: Почти 300 произведений искусства — византийские и древнерусские иконы, живопись старых мастеров Германии, Франции, Италии, работы русских авангардистов. Это жемчужины собраний ведущих московских коллекционеров, собирателей нового времени. Свои коллекции они начали формировать только в начале 90-х, и за это короткое время им удалось найти на арт-рынке по-настоящему бесценные вещи, рассказывает заведующая отделом личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Наталья Автономова.

Автономова: Среди этих коллекционеров есть и бизнесмены, и чиновники, и банкиры, и инженеры, и художники, и искусствоведы. Очень разнообразный состав! И очень интересный разнообразный состав самих произведений. Это западноевропейское искусство — Голландия, Италия, Франция. И, конечно, русское искусство, которому отдается предпочтение коллекционером в нашей стране.

Подолян: Работы представлены не в привычном музейном порядке, например, по художественным школам, направлениям или течениям, а по собраниям коллекционеров. Так, зритель может увидеть портрет самого собирателя, понять, по какому принципу он начал формировать коллекцию. У Петра Авена — полотна Коровина, Кустодиева, Кандинского. В собрании семьи Манашеровых — работы Пиросмани. В коллекции Константина Григоришина — хрестоматийная картина Анри Руссо «Счастливый квартет». Всего на выставке представлены собрания 25 московских владельцев. Наталья Автономова рассказывает, чем собиратели нынешние отличаются от тех, кто формировал свои собрания в прошлом веке.

Автономова: Интерес временной. Коллекционеры нового поколения собирают искусство авангарда, искусство рубежа — «Голубая роза», «Бубновый валет». Это было и раньше, но сейчас это происходит в других, боле масштабных размерах, и еще их интересуют художники русской эмиграции.

Подолян: На этом фоне отдельно стоит коллекция художника Ильи Глазунова, он начал ее формировать еще в 60-х. В его собрании — русское искусство 18-го и первой половины 19-го века — полотна Левицкого, Боровиковского, работы западноевропейских мастеров. В коллекции Глазунова есть уникальная работа болонского академиста Гверчино «Мадонна с младенцем». Это полотно входило в собрание супруги Наполеона Жозефины. Выставка «Портреты коллекционеров» — это не только редкий шанс увидеть частные собрания, не доступные широкой аудитории. Это еще и возможность узнать, как складываются коллекции, как развивается история коллекционирования, так тесно связанная с музейной деятельностью. Ведь ведущие российские и зарубежные музеи создавались на основе частных коллекций.




Отзывов 0    Просмотров