Русские друзья Тонино Гуэрра скорбят о смерти великого художника

МОСКВА, 21 мар — РИА Новости. Смерть Тонино Гуэрры, великого итальянского художника, писателя, поэта, сценариста, которому 16 марта исполнилось 92 года, для многих в России стала личной утратой. Сам Гуэрра называл себя «русским по жене», он часто приезжал в Россию, где у него было много друзей

Все они, в разговоре с корреспондентом РИА Новости, говорили о том, каким светлым человеком был Гуэрра, как много все потеряли с его уходом — и в художественном и в человеческом плане.

Президент Российской академии художеств Зураб Церетели рассказал РИА Новости, что Гуэрра, в 2005 году ставший почетным членом академии, был российским послом по культуре в Италии и инициатором открытия в этой стране филиала академии. «В Европе Гуэрра создавал уникальнейшую атмосферу русского присутствия. Он показывал, за что стоит любить российский народ и нашу школу живописи», — отметил Церетели.

Уход из жизни Гуэрры режиссер Владимир Наумов назвал «землетрясением в культуре». «Работать с Тонино, а мне судьба подарила такое счастье, было и легко и трудно, но всегда невероятно интересно. Я называл его “человеком-вдруг”, — рассказал Наумов РИА Новости. — Идеи его посещали неожиданно, как-то внезапно подкрадывались и захватывали его. И он, боясь, упустить, сразу начинал об этом рассказывать. Невероятные его истории возникали, порой, из какого-то мусора, из мелочей».

Наумов сказал, что для него кончина Тонино Гуэрра — друга, уникального художника и уникальной личности — «огромная личная утрата».

«Я его знал много лет, и он не менялся в главном — в том, что он верил в людей. Ведь главное качество гения — уметь передать радость другим людям, длить ощущение счастья», — рассказал директор московского Музея кино Наум Клейман. — Он обладал потрясающим умением видеть в людях детей и даже ангелов — да он и сам был ангелом. Он так длил это ощущение счастья, что вы оставались с этим на всю жизнь. Это есть в любом его фильме, возьмите хоть «Амаркорд» Феллини".

Министр культуры Александр Авдеев в разговоре с РИА Новости сказал, что Гуэрра был наделен особым даром видеть мир только в ему присущих красках и интонациях. «Он любил Россию и провел в нашей стране много времени, в шутку говорил даже, что по жене он — русский. И Россия тоже дарила ему свою любовь, поэтому так трагична и болезненна для нас весть о том, что его нет», — сказал министр.

Актер Вениамин Смехов убежден, что это потеря для всего человечества. Но он уверен, что Гуэрру никогда не забудут: «Его фильмы и сам Тонино никуда не денутся, это было понятно всегда — это чудо, подаренное миру Богом и небом Италии, навсегда с нами».

Смехов говорит, что дружба с Гуэррой всеми воспринималась, как счастье. «Я помню, как он необыкновенно представил Славу Полунина в мэрии своего родного города. И как Слава, тоже гений, застеснялся. На таком уровне он общался со всеми — с Тарковским, с Полуниным, с Параджановым, с Любимовым — этот список его близких людей очень красивый и прекрасный. А мы все — дети фильмов, которые он сотворил с Антониони, Феллини», — отметил Смехов.

Гуэрра умер спустя всего несколько дней после своего 92-го дня рождения. Наталья Рюрикова, директор галереи «Дом Нащокина», где прошли три персональные выставки художника, рассказала РИА Новостям, что празднования всегда проходили чрезвычайно пышно и в «невероятно теплой дружеской атмосфере». Рюрикова отметила «художественную скромность» Гуэрры — к нему в гости приезжало очень много друзей из России, но он никогда не возил их по своим выставкам и не показывал построенные им фонтаны. «Гуэрра — человек, который оставил невероятно огромный след и в итальянской культуре, и в нашей. С ним ушла какая-то часть нас», — заключила Рюрикова.

Режиссер Андрей Хржановский, который несколько дней назад вернулся из Италии, описывает, как в день рождения Гуэрры в небольшом городе, недалеко от Римини, где жил писатель, прошел большой праздник: под звуки оркестра по улицам дефилировали персонажи из фильмов, сценарии к которым написал Гуэрра, — «Амаркорд», «Ночь святого Лоренцо» и многих других. «Он уже лежал в полузабытьи, не в силах пошевелить рукой, а на площади под окнами его квартиры сотни детишек собрались и играли бумажными бабочкам», — сказал Хржановский, пояснив, что бабочки были частым сюжетом рисунков Гуэрры.

«Так светло жил этот человек и так много сделал. Он был мудрейшим человеком, чрезвычайно легким и артистичным невероятно. Никогда не выступал в качестве нравоучителя, но всегда старался найти элемент игры и искусства, с которым он выходил к своим друзьям»,- сказал друг писателя.




Отзывов 0    Просмотров