МОСКВА, 21 мар — РИА Новости, Анна Загородникова. Сценарист, писатель, поэт и художник Тонино Гуэрра (Tonino Guerra), скончавшийся в среду в Италии на 93-м году жизни, был великим художником, гуманистом, и оценить его могущество в полной мере люди смогут лишь спустя некоторое время, сказал РИА Новости режиссер-аниматор Андрей Хржановский.
«Мы с женой только что вернулись из Италии. Ездили туда на день рождения Тонино. И понимали, что, по существу, едем проститься с ним. Мы привезли ему огромный куст ромашек. Лора, спутница его жизни, поставила цветы рядом с ним, и он пытался дотянуться до них рукой», — сказал Хржановский.
Режиссер рассказал, как в день рождения Тонино Гуэрры в небольшом городе, недалеко от Римини, где жил писатель, прошел большой праздник. Под звук оркестра по улицам дефилировали персонажи из фильмов, сценарии к которым написал Гуэрра, — «Амаркорд», «Ночь святого Лоренцо» и многим другим. Его избрали командором города, и мэры окрестных городов тоже сошлись на этом празднике.
«Тонино был человеком мира. Когда он уже лежал в полузабытье, не в силах пошевелить рукой, на площади в этот день под окнами его квартиры сотни детишек собрались и играли бумажными бабочкам», — сказал Хржановский, пояснив, что бабочки были частым сюжетом рисунков Гуэрры.
Режиссер вспомнил, как более 35 лет назад жена писателя Элеонора привела Гуэрру к нему в гости, положив начало доброй дружбе. Вместе они сняли два фильма — «Долгое путешествие» и «Лев с седой бородой». По словам Хржановского, Гуэрра писал не только сценарии к фильмам, но и озвучивал некоторых персонажей.
«Он всегда меня поддерживал — и в болезни, и в трудных ситуациях. Был велик и как автор, и как поэт, и как художник. Он очень многому научил меня, не только в искусстве, но и в жизни. После ухода из жизни моего отца, я его (Гуэрру) так воспринимал», — вспоминает режиссер.
По словам Хржановского, в России должна быть проведена большая сводная выставка, на которой были бы показаны многочисленные рисунки Гуэрры.
«Тысячи рисунков, которые Тонино нарисовал в своей неизведанной технике, он раздаривал направо и налево. Собрать их никогда уже нельзя будет, многие его работы еще никто не видел», — считает режиссер.
Он рассказал, что к постели сценариста со всей Италии и других стран приезжали друзья, коллеги, близкие, среди которых был и младший Андрей Тарковский, приехавший из Флоренции.
«Так светло жил этот человек и так много сделал. Он был мудрейшим человеком, чрезвычайно легким и артистичным невероятно. Никогда не выступал в качестве нравоучителя, но всегда старался найти элемент игры и искусства, с которым он выходил к своим друзьям»,- отметил друг писателя.
По его словам, Гуэрра жил в неразрывном слиянии с природой и учил людей радоваться окружающему миру.
«Он обращал наше внимание на то, что нас окружает — дождь, солнце. Он рассказывал, про то, какой снег на горах перед его окнами. Спрашивал, что происходит в России, что я вижу из окна. Для него это было очень важно. И для своих произведений, настоящего искусства, он черпал вдохновение из простых и невероятно выразительных вещей, которые сохранились в памяти народа», — сказал режиссер.
Данных о дате и месте похорон пока нет.
Итальянский поэт, художник, скульптор, писатель, сценарист Тонино Гуэрра (Tonino Guerra) родился 16 марта 1920 года в небольшом итальянском городке Сант-Арканджело в северной области Италии, недалеко от Римини. Он написал сценарии более чем к 100 фильмам, многие из которых стали классикой. Гуэрра работал с классиками мирового кинематографа, среди которых Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Андрей Тарковский, Тео Ангелопулос.
Гуэрра был тесно связан с Россией. Он был женат на Элеоноре Яблочкиной и шутил, что по жене он русский. Сценарист неоднократно приезжал сначала в СССР, а потом в Россию, где у него появилось много друзей среди художников, поэтов, кинематографистов. Стихи Гуэрры были переведены его близким другом Беллой Ахмадулиной, а выставки его работ проходили в ГМИИ им. Пушкина и галерее «Дом Нащокина».
Он трижды номинировался на премию американской киноакадемии «Оскар» за сценарии к фильмам «Казанова» (1966); «Фотоувеличение» («Блоу-ап», 1967); «Амаркорд» (1976).
Сценарии Тонино Гуэрры восемь раз были отмечены главной наградой Каннского кинофестиваля — «Золотой пальмовой ветвью» («Приключение», «Забриски пойнт», «Блоу-ап», «Ночь св. Лоренцо», «Амаркорд», «И корабль плывет», " Путешествие в Цитеру").
В 1995 году он был награжден премией Московского Международного Фестиваля «За вклад в мировое кино».
Тонино Гуэрра являлся почетным доктором наук университетов: Урбино (Италия), Бордо (Франция), ВГИК (Россия, Москва), Университета кино (Россия, Санкт-Петербург).
К 90-летию поэта и художника в 2010 году в московском Театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Мед» по поэме Тонино Гуэрры.