В Москве открылась фотобиеннале

Одна из центральных тем фестиваля в Мультимедиа Арт Музее Москвы — путешествие.

Причем трактовать ее можно и как физическое перемещение в пространстве (этому посвящена серия выставок, объединенная названием On the Road), и как метафорический визит в смежные с фотографией области, например, кино. «Конечно, создание динамического и статического изображений требует разных, иногда противоположных способностей. Однако многие авангардисты и фотографы прошлого века пытались что-то делать и в фотографии, и в “искусстве движущихся картинок”, — говорит Владимир Левашов, критик и арт-директор Stella Art Foundation. — Это тема бесконечная, в том числе и для выставок».

Первым кинопроектом в рамках фотобиеннале станет ретроспектива Александра Сокурова, чей «Фауст» с начала февраля идет в российском прокате. С 29 февраля в самом большом зале музея на огромном экране показывают полнометражный фильм «Русский ковчег», снятый в Эрмитаже. «Мы хотели поместить фильм в непривычный контекст, показать его не в кинозале, а в музее, — рассказывает куратор MAMM Екатерина Иноземцева. — Нам было важно подчеркнуть, что кино — это не развлечение, что фильм — это полноценное произведение искусства, а в случае с Сокуровым к тому же такое произведение искусства, которое может выдержать проверку музеем». Для зрителей на полу зала постелили маты, так что картину можно увидеть с совершенно другого ракурса. А с 12 марта в MAMM пройдет неделя фильмов Сокурова.

19 марта в музее откроется выставка Криса Маркера, на которой покажут два самых известных фильма этого режиссера-документалиста: «Взлетная полоса» и «Без солнца», и 50 фотографий, сделанных им во время многочисленных путешествий по миру. Маркер — большой любитель мистификации: утверждает, что родился в Улан-Баторе, хотя проверить это не представляется возможным, а еще практически не дает интервью и в качестве своей фотографии предлагает использовать изображение кота. Но, главное, он — экспериментатор, который практически уничтожил границу между кинематографом и фотографией. Например, «Взлетная полоса» — фантастический рассказ о запутанных путешествиях во времени и ядерной энергии — целиком смонтирован из фотографий. Говорят, что единственная сцена, снятая на видео, появилась в фильме потому, что Маркер одолжил на один день камеру.
Для Вима Вендерса, чья выставка открывается в МАММ 19 апреля, фотография из профессиональной необходимости (так режиссер отбирал подходящие места для съемок) постепенно превратилась в самодостаточное занятие — на его счету несколько книг и множество выставок в галереях и музеях. В Москве покажут «Картины с поверхности Земли» — серию фотографий, сделанных во время путешествий по Японии, Австралии, южным штатам Америки. Накануне выставки Вендерс проведет открытый мастер-класс.

Несколько проектов биеннале посвящены фотографам, работавшим на съемках фильмов. Так, Владимир Мишуков представит работы, сделанные во время съемок «Елены» Андрея Звягинцева. Покажут и серию фотографий со съемок фильма Григория Козинцева «Гамлет» (1964). Их автор — Борис Резников — был в советские годы штатным фотографом «Ленфильма». «Фотограф в кино — должность в списке необходимых сотрудников, как гример, охранник или водитель, — говорит Игорь Мухин, снимавший процесс создания фильмов Александра Зельдовича “Москва” и “Мишень”. — Обычно такие фотосюжеты востребованы в раскрутке кинокартины». Впрочем, иногда фотографии могут многое рассказать и о творческом процессе, и о манере режиссерской работы, как в случае с Ингмаром Бергманом. 18 апреля в МАММ откроются сразу две выставки, посвященные режиссеру, где покажут материалы из архивов шведского кинофонда — снимки разных фотографов, в разное время работавших с Бергманом.

www.mamm-mdf.ru




Отзывов 0    Просмотров