В Царицыно покажут, что носили в СССР

В Хлебном доме музея «Царицыно» открылась выставка «Мода за железным занавесом». Акцент (более половины нарядов) организаторы сделали на одежде женщин, имевших возможность и в некотором смысле необходимость «хорошо выглядеть» (Галины Улановой, Ольги Лепешинской, Майи Плисецкой, Людмилы Гурченко и других). Но также много и «ничейных» вещей, которые интересны сами по себе. Например, черные кожаные туфли в комплекте с калошами на каблуке — такие в 1930-е годы делали на фабрике «Красный треугольник».

Ретроспектива охватывает историю костюма с 1920-х по 1990 год. В общей сложности здесь более 1000 экспонатов, в том числе архивные фотографии, журналы мод, коробки и флаконы из-под духов с забытыми названиями — «Каменный цветок», «Талисман» (с рельефным олимпийским мишкой на коробке), «В память о Москве» (сделанные по случаю Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года). «Мы разместили все эти вещи в 24 залах на площади более 1000 кв. метров — какие-то в витринах, другие в свободном доступе на серых подиумах. Серый цвет выбрали как символ закрытости общества, живущего за железным занавесом», — рассказала «Пятнице» дизайнер экспозиции Мила Введенская.

Большая часть экспонатов из собрания историка моды Александра Васильева. «Такая крупная выставка на эту тему проводится в России впервые, — говорит Александр Васильев. — Мы решили показать, что носили в стране, которой больше нет; как при тотальном дефиците советские звезды умудрялись отлично выглядеть, как шили и кроили в СССР». То, как шили, а главное, из чего, тоже интересно само по себе. На выставке много платьев, перешитых из других вещей, и наряды «из занавесок» — это не миф. Одно летнее платье скроено из полотенец-рушников (1970-е), другое переделано из сутаны священника (1920-е).

Экспонаты размещены в хронологическом порядке, что помогает проследить эволюцию советской моды. «Так, в 1920-1930-е годы в советской одежде преобладает эстетика модерна, а на Западе в то же время царит ар-деко. Этот стиль, подразумевающий богатую отделку, дорогие материалы, не мог развиваться в СССР по экономическим причинам, — объясняет научный сотрудник музея-заповедника “Царицыно”, куратор выставки Ирина Коротких. — Послевоенные годы — эпоха комиссионных трофейных вещей, вывезенных из Германии». Многие вещи использовались не по назначению, как, например, черный шелковый пеньюар, отделанный белым кружевом. Такие наряды, по словам куратора, жены послов иногда надевали в театр, накинув на плечи меховые болеро. Помимо стиля менялось и качество шитья. «В 1970-е годы сильно падает качество работы — часто можно видеть кривые швы, неаккуратно обработанные подолы», — рассказывает реставратор Татьяна Чемендрякова, участвовавшая в подготовке выставки.

В «Царицыно» привезли и действительно редкие вещи, например, концертные туфли Любови Орловой из кожи и серебряной парчи (1967 год). «Гардероб актрисы был утрачен, и эта пара — все, что осталось, — отмечает Александр Васильев. — Уникально также, что до наших дней дошла расшитая перьями пелерина актрисы Камерного театра Алисы Коонен. Она досталась мне в дар от другой актрисы — Аллы Демидовой».

Впервые в полном объеме показана коллекция одежды Галины Улановой (около 140 предметов) — одной из немногих советских женщин, в чьем шкафу имелись вещи западных модельеров: сумки и туфли Gucci, Salvatore Ferragamo. Каждый сезон балерина получала от своих иностранных поклонников перчатки Dior.

Другая танцовщица — Майя Плисецкая — не раз вдохновляла Пьера Кардена: он придумывал для нее платья, они существуют в единственном экземпляре. На выставке есть, например, летящий наряд с накидкой, отделанной воланами (из желтого шелка в крупные серые цветы).

Но большинство платьев, в том числе и нарядных, советские женщины (даже знаменитые) шили себе в безымянных ателье и у частных портних, в основном из недорогих, но эффектных тканей. В частности, в шкафу актрисы Аллы Парфаньяк (жены Михаила Ульянова) — зеленое платье в стиле нью-лук из искусственной органзы (в 1950-1960-е годы диоровский силуэт был в Советском Союзе очень популярен), а в гардеробе Гурченко — красное платье-кафтан (1980-е) из синтетического плюша. Кстати, для некоторых вещей дизайн Гурченко придумывала сама (как для синего платья из искусственного бархата с мини-шлейфом с турнюром). По словам Ирины Коротких, олицетворением советского пафосного стиля была балерина Ольга Лепешинская — она одевалась как типичная советская «барыня». Носила и синтетику (синее платье из органзы с пайетками), и вещи из натуральных материалов, демонстрирующих богатство и спорный вкус (красное парчовое манто в «царском» стиле, с норковыми манжетами, воротом и подолом и туфли из позолоченной кожи).

Музей-заповедник «Царицыно» (Хлебный дом), выставка «Мода за железным занавесом»

До 12 июня




Отзывов 0    Просмотров