МОСКВА, 17 января. /Корр.ИТАР-ТАСС Наталья Баринова/. Старейшая актриса театральной Москвы, ветеран Театра имени В.В. Маяковского и единственная в нём Народная артистка СССР Татьяна Карпова принимает сегодня поздравления с 96-летием.
«Мечтаю только об одном — вновь выйти на родную сцену», — призналась Татьяна Михайловна в интервью ИТАР- ТАСС.
«Маяковке» Карпова предана всю жизнь — пришла сюда в 1939 году после окончания училища, переиграла практически все главные роли и вплоть до 2003 года выходила на эти подмостки. Но потом с ней случилось несчастье — из-за врачебной ошибки у Татьяны Михайловны не функционирует нога, и теперь актриса передвигается на инвалидной коляске.
«В театре я до сих пор числюсь работающей, получаю зарплату 8 тыс 700 рублей, — рассказала Карпова. — Не хочу отрываться от родного коллектива, жить без него не могу. Знаете, по ночам не сплю, репетирую. Мне все время кажется, что я должна вернуться на сцену. Ведь Сара Бернар играла без ноги. И я смогу — на коляске или в кресле, но для этого нужно найти заинтересованного режиссера, найти пьесу, чтобы поставить спектакль на Малой сцене или в филиале».
«Да, оболочка стареет, но душа-то нет, — продолжила актриса. — Что такое старость? Это минус желание. А у меня — сплошные желания. Я хочу играть, любить, ходить. Весной мне принесли пьесу “Деревья умирают стоя”, в свое время в ней играла Фаина Раневская. Пришел режиссер, сказал: “Татьяна Михайловна, хватит дурака валять, давайте репетировать”. Может быть и получилось бы что-нибудь, но в театре сменилось руководство, ушел Сергей Арцибашев, а нового худрука я не знаю, он меня, видимо, тоже. Но все равно продолжаю надеяться…».
«Театр — это моя главная любовь с самого детства, — заметила актриса. — В Харькове у нас был сосед — полиглот, знал 12 языков. Очень меня любил, переводил и читал сказки разных стран. Он воспитал во мне стремление к прекрасному, именно тогда я решила, что непременно хочу быть спящей красавицей. Лет в шесть мы уже ставили спектакли, даже продавали билеты по 5 копеек. Брала себе, конечно, все главные роли. Как-то на одном представлении два стула, на которых я лежала, разъехались, и я упала. Думала тогда: “Ну все, это провал, жизнь кончена”.
Карпова поступила в Харьковский музыкально-театральный техникум, а потом поехала в Москву.
“Педагог сказал, что в столице есть такая артистка Мария Ивановна Бабанова, к ней мне и надо”, — вспоминает Татьяна Михайловна и в лицах начинает рассказывать про то, как осваивалась в столице: “Приехали мы с подругой Зиной, с которой, кстати, дружим до сих пор. Сначала пришли в Театр Мейерхольда. После прослушивания меня взяли. Я спрашиваю: „А Зинку?“ „А Зинку — нет“, — отвечают. И мы пошли дальше. Пробовались в Вахтанговский, во МХАТ, где просили, чтобы к нам позвали Станиславского или, на худой конец, Немировича-Данченко. В итоге стали вольнослушательницами во МХАТ-2, но потом все- таки перешли на курс к Марии Бабановой в театральное училище при Московском театре Революции (с 1954 года — театр имени Маяковского).
По окончанию училища Карпову приняли в труппу „Маяковки“. Самым ярким эпизодом стало для ее участие в спектакле „Молодая гвардия“ Фадеева. „Роль Любы Шевцовой репетировала Бабанова, Охлопков заявил мне: ‘Сиди и смотри’, — рассказала Татьяна Михайловна. — А перед премьерой Бабанова неожиданно заболела и ввели меня. В итоге за эту роль я получила Сталинскую премию“.
За 60 лет работы в театре Карпова играла более, чем в полусотне спектаклей — „Собака на сене“, „Гамлет“, „Медея“, „Круг“, „Мамаша Кураж и ее дети“, „Дети Ванюшина“, „Чайка“, „Кошка на раскаленной крыша“, „Королева-мать“ и еще десятках других. Ее партерами по сцене становились блестящие артисты. „Обаятельная, лучезарная Бабанова, прекрасные Женя Самойлов, Юдифь Глизер, Лев Свердлин, — перечислила актриса. — Меня приглашали и в ‘Ленком’, и во МХАТ, но я сказала, что никуда из своего дома не уйду“.
„И в кино я мало снималась, всего в десяти фильмах, — продолжила Татьяна Михайловна. — Звал в свою картину великий Михаил Чаурели, но я была такой нахалкой, ответила: ‘Это искусство не для меня, нет живого общения со зрителями’. Было время, когда мы ездили на гастроли, и я играла за месяц 30 спектаклей. Это было счастье, блаженная усталость. У меня спрашивали: ‘Как ты выдерживаешь?’ А я говорила: ‘Хочу только так. Физически устаю, а духовно расцветаю’.
Татьяна Михайловна и сейчас прекрасно выглядит, острит и унывать совершенно не собирается. ‘Пишу стихи, мне сказали, что даже неплохие, — замечает актриса. — Хочу творческой, а не биологической жизни. Мне это необходимо, наверное, поэтому я так долго наплаву и держусь. Живу не в унынии, а в постоянном азарте. И если у меня кончится надежда на то, что я выйду когда-нибудь на сцену, сразу умру, безо всяких болезней’.