Психоделика - Двухнедельное ревью 102. Обзор Алекса Шубина

                               _______________  РЕГЛАМЕНТ  РАБОТЫ  СТРАНИЦЫ  РЕВЬЮ  _______________

день 1-10    —   Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10       —   После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12  —   Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
день 13-14  —   Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15       —   Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.

Обозреватель: Алекс Шубин      


                                _______________  ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ ВЕДУЩЕГО  _______________



Добрый час для всех входящих!
Честно скажу, что поскольку не могу самостоятельно дать определение психоделики,  то  в рассматриваемых стихах буду искать «только» признаки поэзии – о  которой  также не хочется  разглагольствовать,  ибо эта, разлитая вокруг нас тёмная и тонкая материя не поддаётся никаким измерениям,
но своей гравитацией способна  мгновенно развернуть вектор души на 360 градусов.
В построении стиха для меня главное, как в обычной огородной лопате – черенок,
т.е.  язык изложения,  за который можно крепко взяться, и собственно,  лопата –
образное мышление, способное копать и широко,  и глубоко.

Алекс Шубин


                                          _______________  ОБЗОР  _______________


Добрый час всем входящим!
1. Своеобразным  зачином к  разговору   хочу представить произведение Аюны:
«мёбиус»
.
утро на шоссе Мёбиуса
куда бы ни поехал
повсюду
лавандовый рассвет

Я уже высказывался по поводу творчества Аюны,  произведения которой имеют
иероглифическую краткость,  несомненное тяготение к живописи,  экспрессии,
метафоричности.  Они  как живые кристаллы  генерируют образы, способные в читателе вызывать сотворческий резонанс, рождение  богатых ассоциативных полей. Одновременно это энергетическое  вмешательство настолько тактично, что напоминает скорее примирительное, равновесное ДАО,  чем  псевдодраматическое,  агрессивно-эпотажное современное стихотворчество, помешавшееся  на поисках сенсационного «удивления»,
и впадающего всё более  и более в мейнстрим  «желтизны». 
Мой скромный опыт подсказывает  прочтение этой вещи,  как некий буддийский бесконечный жизненный  круг-путь-перевёртыш, напоминающий зеркальные николайрериховские  горные озёра, где неизвестен  исходник отражённого: то ли наблюдатель видит небо над собой, то ли небо под его ногами, и сам он перевёрнут ( как в листе Мёбиуса)- движется вперёд(назад) в параллельном нижнем мире.

2. Следующая оригинальная  «тихая» вещь,  которая оказалась способной  расширить  мой
мысленный  горизонт оказалась эта:



· * *
Плачущая стрекоза земли
машет крыльями – ей говорит: возьми
что-нибудь от животов моих
[в каждом запечатан тёплый лик,
в каждом скручена пружиною вода,
вырванная в пар из тела льда].

Где многоугольный свет дрожит
против часовой – ни мёртв, ни жив
[не окрашен в граффити воды] –
стрекоза плашмя в себе лежит,
отрывая петельки корней
лебеды и серых снегирей,

и рисует лик в себе самой
жирною, как нефть, земной слюдой.

По прихоти автора передо мной  возникает образ Земли-стрекозы,  распластавшей прозрачные крылья магнитосферы и глядящей своими  океанически-огромными, влажными (плачущими),  сине-зелёными фасеточными глазами,  впитавшими
миллиарды ликов (видов), которые  создали  в  топокосмосе  невероятное богатство жизни,  запечатлённое  на тончайших слюдяных пластинках-носителях… Интересная работа с масштабами образов: макро- и микрокосм  в одном узле.
По форме эта вещь напоминает мне  факт камлания  хантыйского шамана, призывающего (с плачем и бесконечными посулами всех земных благ) придти в этот(а не смежный) мир душу ребёнка, у матери которого катастрофически затянулись роды.
(Добавлю, что через полчаса после оного действа ребёнок родился без всякого насилия –задышал без крика, легко – совершенно осмысленно глядя на происходящее вокруг него: «уговорили»!)
Кстати говоря,  и ритм повествования такой  «раскованно-урманский»,  словно автор  в
момент создания  этого откровения сам приплясывал вокруг костра (не ходя к шаману – чувствую, что буду я вскоре побит  всеми «препинаками»  автора))).

3. «Рассветное»
https://www.stihi.ru/2014/04/11/11158

С одра долгоиграющей болезни
Вставать придётся тотчас, хоть облезни,
Поскольку то восход, а то рассвет,
И птицы в окна клювами колотят,
Оголодали в крике и полёте,
Им зрелищ до фига, а хлеба нет.

Несу я корки прямо на ладони.
В груди стучат затравленные кони,
Которые не знали никогда
Узды, кнута, а только страсть и ярость,
Им не указ моя смешная старость,
Им срок и время - вовсе ерунда!

Что птицам наша суета земная,
Клюют, и благодарности не знают,
И только колченогий воробей,
Схватив отдельно брошенную крошку,
Мне подмигнул, но отскочил сторожко
И усмехнулся криво: "Не робей!"

Летели птицы, звали за собой...
Но воробей - он местный, здешний, свой.

 Ян Бруштейн 

Вычленив из стихотворения Яна третий катрен, можно получить совершенно стерильный сонет (возможно, такова и была  предыстория  создания этой вещи..):
С одра долгоиграющей болезни
Вставать придётся тотчас, хоть облезни,
Поскольку то восход, а то рассвет,
И птицы в окна клювами колотят,
Оголодали в крике и полёте,
Им зрелищ до фига, а хлеба нет.

Что птицам наша суета земная,
Клюют, и благодарности не знают,
И только колченогий воробей,
Схватив отдельно брошенную крошку,
Мне подмигнул, но отскочил сторожко
И усмехнулся криво: "Не робей!"
Летели птицы, звали за собой...
Но воробей - он местный, здешний, свой.

Добрая, ироничная разработка древней темы,  «правильная» версификация (даже некоторое человечное «приращение» в теме патриотизма – что ещё нужно для «таможни»  мастерства?
Откуда взялись – ворвались в ровный выверенный формат сонета эти «неправильные кони»,
этот реликт творческой свободы,  эта синергия – сплав божественной энергии  и первородной творческой души человеческой, помнящей истинную свою «палестину»,  истинную родину духа?
«В груди стучат затравленные кони,
Которые не знали никогда
Узды, кнута, а только страсть и ярость,
Им не указ моя смешная старость,
Им срок и время - вовсе ерунда!»
!.

4. А вот ещё одно – настоящее, «тихое», «от земли», где любовь к русскому языку прописана
заглавными буквами между строк памятью крови,  ритмом сердечного дыхания,  неподражаемой авторской звукописью:
читаешь такое не глазами, а чем-то «кодогенетическим»,  учащённо моргая, как при слушании старых народных  запевок.
Метафизика?  Ага – поэзия.



 «СМЕРТЬ ПАСТУХА»

Было так тихо, что даже село
замерло жизнью суровой -
медленно, медленно стадо брело
следом за чёрной коровой.

Зашелестел будоражащий слух
сквозь воздыханья и слёзы:
не устоял... Задавился пастух
в согре на старой берёзе...

И говорили о странной судьбе...
Помню: три ночи оконце
зябко горело в пастушьей избе
светом закатного солнца.

После бесцельно слонялся - и дня
не было, чтобы невольно
не приводили дороги меня
в согру - к берёзе окольной.

Там с удивленьем в себя приходил,
слушал, как кто-то далёкий
речью сердечной мне душу щемил,
небом манил синеоким.

В странной судьбы роковое кольцо
смело ступал за ответом.
И узнавал я сквозь ужас Лицо
в сумрачной зелени веток.
Виктор Коврижных

5. Ещё одно, по-моему, блестящее стихотворение не могу обойти вниманием.
После коротких дружеских «прений» с автором пришли  к обоюдному:
"Сплошной реализм с вкраплениями гражданской лирики…"

«запущен материнский сад заброшен отчий дом»


запущен материнский сад
заброшен отчий дом
чужие демоны растят
печаль в глазах икон

не скачет по столу черпак
гостей не ждёт кровать
детей пустые черепа
на кольях дребезжат
Андрей Мартынов Слово
Можно было бы, конечно, поискать параллели в стилистике этого стиха
и стихов  Ю.Кузнецова,  сказать чего-то по поводу рифм, попытаться оспорить последние две строки – но говорю: для меня этот стих совершенно оригинален: мгновенное врастание в ауру ЛГ, в сгусток сыновней горечи за прошлое, настоящее и возможное будущее России.
 Чего стоят строки:
 «чужие демоны растят
печаль в глазах икон».

6. Следующее стихотворение прочитал  не в логике-ленте  развития исторических образов в рамках какой-то местности, а  в этакой  пружине-вихре-времени  увиделся  феерический  калейдоскоп (звуковой и цветовой)  от мифической Гипербореи  до современной горящей степи-Украины – «половецкие пляски» в круговом кострище времени:



    «Тем, кто раб и груб»

Слышь, мальчиш,
прекращай стенать,
мол - земли не так разделены.
Поле - выж-
женно, вскачь - стена,
за ней вымерзают демоны.

Их глаза -
под покровом губ,
всё чаще и тише щёлкают.
Ишь - нельзя
тем, кто раб и груб,
чей пращур не вышит шёлково?!

Степь да степь,
и опять - кру-гом,
зазвенев вековыми кольцами.
Печенег -
не такой другой,
если инеем в спину - "Половцы!"
Игорь Брен   

7. Интересное решение образа судьбы ЛГ материнским (женским) предчувствием-предвиденьем беды. Нравится ритм,  плотность-неперегруженность и строки, и развития сюжета. Не нравится в первой строке «как», «смотря в окно» и  далее - женский «кордебалет».)))

«Крик»
Как протяжно она молчала, смотря в окно,
и от этого лопались стёкла узором трещин,
выпадали из рук у таких же молчащих женщин
бытовые предметы, выплёскивалось вино
из бокалов, реальности тонкое полотно
натянулось до звона, сжимая людей и вещи

Что-то лопнуло в  ноосфере,  нарушив ход
бесконечной ленты событий, и крест не вышит
или дрогнула мелко рука у Того Кто Пишет
пропустив изначально задуманный эпизод
облегчённо осыпались стёкла, остался тот
за кого так молчала, он снова живёт и дышит
Лёша Исхаков

Спасибо, друзья, за встречу.
Извините меня, если разочаровал Вас своим «непрoчтизмом», но я сказал далеко не всё, что увидел или прочувствовал при прочтении Ваших стихов: такова уж природа поэзии – если она присутствует, то так срастается с таинственной органикой  души, что, порой,   объяснить, что от этого получилось, а тем более – вытащить на свет божий этот новообразованный  «продукт» невозможно. Потому, не взыщите за краткость и некоторую туманность.

Ваш  Александр Шубин






http://stihi.ru/2014/04/17/4954




Отзывов 0    Просмотров