Под живописью «Портрета дона Рамона Сатуэ» великого испанского художника Франсиско Гойи скрывается другой, неизвестный портрет, выяснили бельгийские ученые. Руководитель исследования Маттиас Алфельд из Университета Антверпена рассказал «Газете.Ru» об исследовании картины с помощью рентгена.
— Почему выбор пал на картинку Гойи?
— Ранее мы отработали наш метод на довольно большом количестве менее известных картин из собраний местных музеев. Мы исследуем картины, не перенося их в лабораторию. Работы ведутся в комнатах музея, закрытых для посетителей. «Портрет дона Рамона Сатуэ», испанского судьи — одна из самых известных картин Гойи и единственный шедевр испанского художника в Нидерландах.
Портрет мужчины, который мы обнаружили под верхним живописным слоем, почти наверняка также принадлежит кисти Гойи.
Наша работа будет опубликована в октябрьском выпуске авторитетного академического журнала по истории искусств The Burlington Magazine.
— Какова история картины?
— Сам Гойя жил в 1746-1828 годах и застал эпоху владычества Наполеона. Его модель — судья — одет в форму, говорящую о его высоком положении в рыцарском ордене, учрежденном Жозе Бонопартом, когда его брат — Наполеон — сделал его королем Испании. Портрет подписан и датирован 1823 годом. Однако теперь мы знаем, что история картины началась раньше — спрятанный портрет был создан между 1809 и 1813 годами.
Хотя мы видим живопись не очень разборчиво, портрет, вероятно, изображает одного из французских генералов, вошедших вместе с Жозе Бонопартом в Мадрид, или даже самого Жозе.
Портрет мог остаться у Гойи после того, как французская армия была изгнана из Испании в 1813 году, и король Фердинанд VII вернулся на трон.
— Как удается увидеть «второй план» картин классиков?
— Базовые основы нашего подхода не новы – это рентгенофлуоресцентный анализ (РФА), ему около 100 лет. Он позволяет определить на качественном уровне элементный состав образца. Более продвинутые технологии РФА позволяют количественно оценить содержание элементов в исследуемом объекте. Около 20 лет назад РФА был применен для количественного анализа распределения элементов по площади образца – в данном случае это картина, произведение искусства. Мы применили этот метод для исследования картин старых мастеров и создали специальное оборудование, которое позволяет обследовать такие большие объекты.
Картину исследуют, направляя сфокусированный пучок рентгеновских лучей в нее, точка за точкой, как бы проводя сканирование. Для нас «точкой» является участок размером около 1 мм, это метод макро-РФА. Разрешение в 1 мкм и выше — микро-РФА. Атомы в этом крайне небольшом участке возбуждаются при воздействии первичного пучка. В результате переходов электронов между различными энергетическими уровнями образец флуоресцирует, а параметры излучения являются характеристичными, то есть уникальными для каждого элемента. Таким образом,
по длине волны излучения можно определить с большой долей вероятности красители, использованные при нанесении изображения.
Интенсивность флуоресцентного излучения для каждого элемента визуализируется в виде черно-белого распределения по изображению, а из этих «негативов» мы собираем цельную картину, например, такой, какой она была до нанесения верхнего слоя живописи «Портрета дона Рамона Сатуэ».
— Как вы полагаете, почему Гойя решил «уничтожить» оригинальную картину?
— Мы не можем знать этого точно, однако можно предположить мотивы в тот исторический момент. В 1820 году Гойя поставил свою подпись под либеральной конституцией Испании.
Когда в 1823 году король Фердинанд восстановил абсолютную монархию, Гойя справедливо опасался репрессий за свою политические взгляды.
В этих условиях иметь дома изображение наполеоновского генерала было явным компроматом.
Автор: беседовала Александра Борисова