Период отпусков закончился, все выходят на работу. Кто-то – на новую, а кто-то вообще впервые в жизни приходит в трудовой коллектив. И здесь новые сотрудники – не только вчерашние студенты – сталкиваются с проблемой: как вписаться в коллектив? Советами на эту тему в эфире «Утра России» поделился психолог Александр Макаров.
Каждый новичок, попадающий в уже сложившийся коллектив, проходит период адаптации. Здесь значение имеет, скорее, не возраст и опыт вновь прибывшего, а то, в какой коллектив он приходит. «Если это молодой человек приходит в молодой коллектив, там все вровень. А когда человек взрослый приходит во взрослый коллектив, там уже совсем другие ценности, другие ритуалы», – отмечает психолог.
Еще более сложная ситуация складывается, когда молодой человек приходит во взрослый коллектив, и наоборот. Конечно, тому, кто просто меняет работу, легче приспособиться, чем тому, кто впервые выходит на работу, отмечает психолог. Человек, умудренный опытом, уже знает некоторые хитрости. «Например, очень важно встраивать неформальные отношения с людьми. В первый день, когда приходите на работу, возьмите с собой шоколадку, угостите кого-то», – советует Макаров.
Есть мнение, что выстраивать какие-либо отношения с сотрудниками вообще ни к чему: на работе нужно работать, а отношения либо сложатся сами, либо не сложатся. По словам психолога, важно определить рамки этих отношений. «На работе нужно со всеми быть в хороших отношениях, но встречаться ли с сотрудниками после работы, иметь ли какой-то общий досуг с ними – это личное дело каждого», – отмечает он.
Налаживать отношения с ближайшим окружением совершенно необходимо, потому что непосредственно с этими людьми придется работать, продолжает Макаров. «Важно и попросить своего руководителя, чтобы он представил тебя команде», – добавил Макаров.
Нередко ужиться в коллективе не получается просто потому, что человек получил профессию, которая ему не подходит. К тому же, в рабочем коллективе, как правило, есть корпоративная культура, и совершенно не обязательно, что новичку коллектив подойдет сразу. Чтобы это определить, существуют тестовые периоды.
«Очень частая ошибка – люди ничего не узнают о компании, в которую они идут. Сейчас есть Интернет, и можно узнать о жизни компании, о ее людях, о руководителе, о правилах и корпоративных ритуалах. Чем больше ты узнаешь о компании, тем лучше ты понимаешь, подходит она тебе или нет», – говорит психолог.
В некоторых компаниях, где штат достаточно велик (например, в ресторанах), вся система построена на том, чтобы новый сотрудник поскорее влился в коллектив и включился в работу. В маленький коллектив бывает влиться сложнее, особенно если она давно не обновлялся.
«Там застаивается информация, и новый сотрудник может восприниматься как опасность. Здесь самое главное – показать людям, что ты им не опасен: познакомиться с ними, пообщаться, найти эмоциональный контакт. Но не нужно давать им сразу какие-то советы», – советует Макаров. По его словам, месяц – это тот срок, когда вполне уже можно определить, влились вы в коллектив или нет.