Эксперт: конструкторы с дипломом МГТУ готовы генерировать новые идеи

Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Н.Э.Баумана входит в первую тройку российских вузов согласно международному рейтингу "Лучшие университеты мира QS". Ежегодно в вузе учатся сотни иностранных студентов, приехавших в Россию за инженерным образованием высокого качества по сравнительно доступной цене. О том, какие специальности выбирают иностранцы и как потом пользуются полученным образованием, корреспонденту РИА Новости Анне Курской рассказал проректор по международным связям МГТУ им. Н.Э.Баумана Иван Архаров.

- Иван Алексеевич, на днях начнется приемная компания для выпускников российских школ. Поступают ли к Вам заявления от иностранных абитуриентов?

— У нас нет специальной приемной кампании для иностранных студентов: мы принимаем их практически на протяжении всего учебного года. Основной наплыв начинается в феврале и продолжается по июнь, поскольку в этот период абитуриенты в большинстве стран получают документы об образовании. Если не считать стажеров, то сегодня у нас в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре учатся 708 представителей 35 стран, это около 5% от общей численности студентов. Из них примерно 460 человек приехали к нам из стран дальнего зарубежья и 248 – из стран СНГ и ближнего зарубежья. Мьянма, Казахстан и Китай — безусловные лидеры по числу приехавших к нам студентов. Достаточно много абитуриентов приезжает к нам из Вьетнама.

- Учите ли Вы иностранных студентов русскому языку?

© РИА Новости, Инфографика |
- Конечно, мы учим языку всех иностранных студентов, которые проявляют к этому интерес, готовим их к обучению в русскоговорящей среде. У нас есть специальное подготовительное отделение, сегодня там учатся 72 человека. Кроме того мы предоставляем иностранцам возможность брать дополнительные занятия по языку, групповые и индивидуальные. У нас очень сильная кафедра русского языка, преподаватели никому не отказывают в помощи.

Что касается образовательных программ для студентов, то до прошлого года мы проводили их только на русском языке. Это было связано, прежде всего, со спецификой нашего университета. Дело в том, что техническое образование опирается, прежде всего, на терминологию, а русскоязычная и англоязычная терминология различается. И обучая людей техническим дисциплинам, мы опирались, прежде всего, на русскую инженерную школу.

С прошлого года мы стали предлагать нашим студентам пять новых магистерских курсов и до 40 отдельных дисциплин на английском языке, из которых возможно создание индивидуальных образовательных модулей, полностью англоязычных.

- Какие направления подготовки особенно популярны у ваших иностранных студентов?

— Прежде всего, те, которые соответствуют профилю нашего университета – это аэрокосмическая техника и технологии, материаловедение, IT-технологии, энергетическое машиностроение.

- Как трудоустраиваются Ваши иностранные выпускники?

— Подавляющее большинство иностранцев приезжают к нам целенаправленно, для получения образования с последующим возвращением в свои страны. Но нередко студенты, показывающие исключительные успехи, после магистерской программы остаются учиться в аспирантуре, потом в докторантуре. У нас есть доктор технических наук из Мьянмы, который защитил свою докторскую диссертацию в прошлом году. В общей сложности он у нас проучился и проработал почти 10 лет.

У нас нет точных данных о том, где и в какой компании работает тот или иной иностранный выпускник нашего вуза. Но мы знаем, что все, кто получили у нас образование, очень высоко его оценили. Дело в том, что количество заявлений от иностранцев каждый год увеличивается, многие абитуриенты ссылаются на своих предшественников, то есть работает "сарафанное радио".

- А конкурс для иностранцев у Вас существует?

— Нет, конкурса как такого у нас для них нет. Но у нас есть определенные вступительные требования. Они связаны с тем, чтобы у нас весьма непростые образовательные программы, и студент должен быть в состоянии по ним учиться.

- Вы сказали, что многих иностранных абитуриентов в МГТУ им. Н. Баумана привлекает "сарафанное радио". А международные рейтинги? Ведь Ваш вуз там присутствует с очень неплохими результатами?

— Отношение к рейтингам среди моих коллег сложилось неоднозначное. Я считаю, что рейтинги, как бы к ним не относиться, – это метрические показатели, основанные на статистических данных. И, безусловно, абитуриенты, их родители и работодатели ориентируются на данные рейтингов. Поэтому в них можно и должно участвовать.

Наш вуз начал участвовать в рейтингах в 2010 году, тогда мы приняли участие в двух внутренних рейтингах и в международном рейтинге "Лучшие университеты мира" QS, где сразу попали в середину списка, на 379 позицию. Выше нас из всех российских вузов там стоят только два госуниверситета – это МГУ и СПбГУ. Это очень показательно, потому что в отличие от классических университетов мы специализируемся на технике и технологии. У нас нет медицины, журналистики, широкого спектра социально-гуманитарных наук, химии, строительства и так далее, поэтому добиться равномерных статистических показателей и индикаторов нам существенно сложнее, чем классическому университету.

Мы были довольны этим результатом, и постоянно работаем над сохранением и преумножением своего статуса. Каждый год мы улучшаем свое положение в рейтинге примерно на 18-20 позиций. По последним данным 2013 года, мы занимаем 334 место в мире. При этом мы боремся за чистоту статистики, чтобы все показатели в рейтинге соответствовали действительности.

- Вы практикуете обмен студентами с иностранными университетами или получение двойного диплома?

— Да, конечно. У нас каждый год 12-14 человек обучаются по программе двойного диплома. Самые устойчивые, долгосрочные связи налажены с университетами Франции и Германии.  Это "École centrale de Lyon", "ENSAM" (школа ремесел и искусств в Париже), "Ecole de Nantes", "École de Mines" и другие. Мы ведем с ними программы двойного диплома уже более 10 лет.

- Какие преимущества, на ваш взгляд, имеют российские инженерные технические вузы и факультеты для обучения студентов из-за рубежа?

— Я здесь назову два аспекта. Первый аспект – образовательно-профессиональный. Наше инженерно-техническое образование, построенное нашими предшественниками на основе немецкой педагогической школы, отличается очень серьезным фундаментальным подходом и инженерным профессионализмом. Мы готовим создателей, разработчиков и конструкторов, способных генерировать и воплощать новые идеи и проекты. Это наше коренное отличие от большинства зарубежных технических школ.

Второй аспект – экономический. До сегодняшнего дня очень качественное инженерно-техническое образование в России обходится минимум на 35-40% дешевле, чем в хорошем университете за рубежом. Надеюсь, наши будущие абитуриенты смогут оценить эти преимущества на собственном опыте.




Отзывов 0    Просмотров