В четверг, 19 апреля, в музее Нигулисте состоится лекция из цикла «Шедевры из собрания музея Нигулисте» «Алтарь Страстей Христовых: взгляд из прошлого в будущее (проблема сохранности и авторства памятника)», на которой консерватор – реставратор Художественного музея Эстонии Алар Нурксе расскажет о научных исследованиях алтаря Страстей Господних.
«Исследования алтаря начала в 1963 году искусствовед Май Лумисте, и далее продолжила искусствовед Хелена Ристхейн, — рассказал консерватор Художественного музея Эстонии Алар Нурксе. — В 1992 году я продолжил начатую коллегами работу по изучению истории создания алтаря, идентификации его авторов, а также — по поиску решения проблемы сохранности и экспонирования этого произведения искусства. Исследования, осуществленные до настоящего момента, позволяют различить авторские почерки художников той мастерской, в которой алтарь был создан, обозначить использованные для создания алтаря материалы, а также — узнать о связи с художественными школами Нидерландов».
Если на предыдущей лекции речь шла об иконографии алтарного ретабло и о постреформационных изменениях, то на этот раз слушатели узнают об исследованиях, которые проводятся в отделе консервации и реставрации Художественного музея Эстонии.
Ярким примером демонстрации внесённых изменений станет полихромное навершие для ретабло, служившего в ту пору эпитафией. Навершие было изготовленное в начале XVII века в мастерской местного резчика по дереву Берента Гейстманна.
Алтарный образ «Страсти Господни», находящийся в музее Нигулисте, был создан в начале XVI века. Основным сюжетом этого алтарного складня стали евангельские сцены Страстей Иисуса Христа – Несение креста, Распятие и Оплакивание.
Начало лекций в 17.30